Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2
Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 245 Кхмерский роман конца XX — начале XXI вв. В конце XX — начале XXI вв. в Камбодже появилось новое поколение литераторов. Тем не менее, в их творчестве продолжают прослеживаться черты, характерные для кхмерских художественных произведений среднего периода. Структура современного романа Структура современного романа остается зависимой от традиции, заложен- ной первыми кхмерскими прозаиками еще в тридцатые годы двадцатого века. Обязательно присутствует вступительное слово автора, в котором он говорит о теме произведения, связывая ее с проблемами современного общества. Также автор всегда упоминают о том, что произведение должно приносить пользу читателям, открыто декларируя, тем самым, его дидактическую направлен- ность. В некоторых случаях такое обращение может и отсутствовать, однако сама финальная часть романа остается практически неизменной. Авторы в нескольких предложениях рассказывают о том, как сложилась жизнь героев. В последние годы появляются произведения, авторы которых стараются видо- изменить традиционную концовку. Но даже в данном случае все остальные элементы структуры произведения остаются традиционными. Сюжеты произведений в большинстве случаев совпадают с фабулой. Что касается способа организации сюжета, он приближен к способу организации фольклорных произведений, в которых однородные мотивы присоединяются друг к другу. Основные темы и мотивы в современном кхмерском романе Темы, к которым обращаются современные кхмерские авторы, также во многом дублируют темы традиционных романов. При этом писатели пытаются разнообразить сюжеты, добавляя в произведение современные реалии. Как уже говорилось выше, тема социального неравенства долгие годы была основной темой кхмерского романа. Все сюжетные коллизии были основаны на принадлежности героев к разным социальным группам. Бедные положительные герои противопоставлялись богатым отрицательным. В конце произведения главные герой всегда становился богатым и получал все возможности, кото- рых ранее был лишен. Несмотря на то, что материальное благосостояние не обозначалось автором как цель героя, такой финал присутствовал во всех без исключения произведениях. В современных романах ситуация несколько меняется. Мы часто видим, как герой, получивший богатство по ходу произведения, лишается его в финале, сохраняя, однако, семью и друзей. Примером может послужить образ Ангкие («Ничья земля»), который стал владельцем крупной компании, но потом поте- рял ее из-за судебного преследования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=