Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2

Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 199 как средство получения должности чиновника, а это порой было обеспечено им уже в силу их происхождения. «Пак Инчхан — сын высокопоставленного чиновника, — читаем мы у Сон Хёна, — учился с ленцой, увещеваний отца с матерью не слушал» [3, с. 169]. Не проявлял усердия в учебе и князь Яннён в рассказе «Ученик нерадивый» (XV в.), наследник престола, который чрез- мерно увлекался музыкой и женщинами. Правительство прикладывало немало усилий для того, чтобы изменить ситуацию, но проблема заключалась в том, что содержание образования не всегда отвечало требованиям времени. Заметим, что это тут же нашло свое отражение в произведениях литературы. Для примера приведем слова одного из героев произведения Пак Тусе: «А уче- ные-естественники сидят, склонившись, засунув руки в рукава, и считают это делом, — продолжал я. — Думают ли они о чем-нибудь? Если нет, то разве не страдает от этого наука?» [1, с. 60]. Не могла оставаться в стороне и система персонажей, в которых вдруг вместо исключительно положительного героя —ученого или студента, появи- лись новые персонажи. На первый план вышло комическое. Образование и образованные люди уже не вызывали однозначное восхищение, а даже ста- новились объектом иронии и насмешки. Теперь многие ученые-конфуцианцы были представлены авторами именно в таком свете: «Конфуцианец Ким Чоннён, очень начитанный, по характеру своему был, однако, человеком про- стоватым, недалеким», — такую характеристику дает своему герою Сон Хён в произведении «Чудак». В продолжение темы автор представил еще одного героя-конфуцианца по фамилии Ли, который был человеком недалеким и не всегда понимал сути вещей. Попытки обратить внимание на серьезные проблемы в сфере образова- ния нашли свое отражение во многих литературных произведениях. В связи с этим интересны рассуждения героев (тигра и духа) произведения извест- ного писателя XVIII в. Пак Чивона (1737–1805) «Отповедь тигра». Выбирая себе жертву на ужин, тигр долго не мог сделать выбор. Дух предложил ему съесть ученого-конфуцианца, прежде подробно описав его. В монологе духа интересны две вещи. Во-первых, дух называет конфуцианца неизвестным животным и постоянно использует местоимение «оно», хотя перед этим раз- говор шел о шаманке и о лекаре, но речь велась как о людях, а дух называл их «она» и «он» соответственно. Во-вторых, представленный образ не обладает положительными качествами, за исключением доброй печени и спокойного желчного пузыря. «Оно крепко держит в руках верноподданность и нашпи- говано твердыми убеждениями. В голове его одна элегантность, а в ногах его — одни церемонии. Изо рта его льются заученные писания, и в сердце его нет неведомых законов. Называется это животное — «высоконравственный и многоученый конфуцианец» [3, с. 528].

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=