Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2
Секция 5 • Panel 5 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 198 В корейской литературе существует масса примеров, когда простые люди сами стремились к знаниям или помогали другим достичь этой цели: «Сангог построил у себя в саду маленький флигель — кабинет для занятий. Собрав всех домашних мальчишек, он целыми днями занимался тем, что приго- товлял всевозможные лекарства» [3, с. 232]. Необходимо отметить, что для простых людей получить достойное образование было очень сложно. Одна из главных причин заключалась в том, что весь учебный материал был на китайском языке. А жители столицы, по мнению одного из героев новеллы Пак Тусе (XVII в.), тем и отличались от жителей провинции, что в Сеуле не было никого, кто не знал бы иероглифы, а в провинции порой люди не знали даже родной письменности. Однако некоторые герои литературных произведений эпохи Чосон опро- вергали факт всеобщей неграмотности людей, живущих в провинциях. Совер- шенно очевидно, что большинство людей не обладали чудесной способно- стью — писать иероглифы, однако были люди, хорошо владеющие корейской письменностью. Рассказывали о неком Ким Хочжу, который хорошо владел онмуном (корейская письменность), знал старинные рассказы, благодаря чему смог заняться проверкой выплаты поземельного налога. Впоследствии он получил должность сборщика поземельных налогов, а лет через десять про- славился своим богатством. С течением времени конфуцианские идеи об образовании и учености утратили свой истинный смысл. Известный писатель XVI в. Лим Че в произ- ведении «Мышь под Судом» объяснил гибель Единорога, существа, которое считалось символом мудрости, алчностью, ослепившей его до такой степени, что он забыл о своем предназначении. Таким образом, само корейское обще- ство утратило истинный смысл знания, которое, по мнению Конфуция, должно было воплощаться в жизнь, а не становиться средством достижения высоких должностей и привилегий. Негативные тенденции в отношении к образованию нашли свое отражение и в литературных произведениях периода Чосон, хотя нельзя не отметить, что не только эти отрицательные тенденции прослеживаются в литературе этого периода. Однако и проблеме изменившегося отношения к роли образования здесь уделяется немало внимания. Прежде всего, перестало существовать то преклонение перед образова- нием, которое наблюдалось до сих пор. Для большинства учащихся посе- щение школы стало лишь целью для достижения чиновничьих постов или сдачи государственных экзаменов. В XVI в. уровень образования заметно снизился. Молодые люди отказывались посещать учебные заведения, так как уровень подготовки оставлял желать лучшего, а часть учеников, особенно дети из бога- тых семей, не видели смысла в образовании, так как рассматривали его только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=