Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2
Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 197 быть применено не только к образу «идеальной жизни», которую должен был иметь ученый человек, но и к формированию образа главного героя — иде- альной, высоконравственной личности, верной установленной системе норм и правил в любой жизненной ситуации. Главными качествами этой высоконравственной личности как раз и считались ученость, образованность и эстетическое воспитание. Именно такими предстают в произведениях классической корейской литературы ученые-конфуцианцы и студенты. И это несмотря на то, что сами эти образы прошли на протяжении развития литературы все стадии восприятия: от идеального до комического, в соот- ветствии с тем, как менялось само отношение к образованию в корейском обществе. Известный писатель Сон Хён (1439–1504) в своих коротких произведениях жанра пхэсоль рассказал о студенте по фамилии Син, о проделках ученого-кон- фуцианца Юн Тхо, об ученом-конфуцианце Чхве, который любил подшутить, и очень начитанном конфуцианце Ким Чоннёне. Другой автор произведений пхэсоль Ким Анно (1481–1553) поведал о жизни студента Чхэ в рассказе «Сту- дент Чхэ и незнакомка». При этом образ ученого юноши в художественных произведениях практически всегда был идеализирован, что проявлялось даже при описании его внешности. Например, так описывает своего героя Ким Сисып (1435–1493): «Жил в городе Сондо у моста Натхангё студент Ли. Ему было восемнадцать лет, он был очень хорош собой, и Небо одарило его талантами. Каждый день студент Ли ходил в школу Кукхак ( ῃ䞯 ), и изучал там поэзию» [5, с. 33]. Интересно отметить, что в литературе XV в. образ ученого и студента появ- ляется практически во всех произведениях, даже если и не является главным. Все это свидетельствовало о том, что именно в этот период в Корее начинает зарождаться ученое сословие, которое впоследствии, на этапе «золотого века» корейской культуры сыграло весьма значительную роль в развитии искусства и литературы. Конфуцианская идея учености и образования вменяла каждому в главную обязанность стремление к самосовершенствованию и получению знаний. Поэтому, несмотря на то, что порой деревенским жителям не хватало денег на образование, так как в большинстве своем все начальные школы были частными, а также, учитывая тот факт, что труд крестьянина или ремесленника не оставлял времени на учебу, люди, тем не менее, стремились к знаниям. Вследствие этого простолюдинам, желающим приобщиться к знаниям, при- ходилось работать днем, а учиться самостоятельно ночью. Каждый из них мог преследовать разные цели, но учились, тем не менее, усердно и долго, кто-то самостоятельно, а кто-то в школах, открытых правительством или частными лицами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=