Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 2
Секция 5 • Panel 5 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 156 предшественнику Сонъэн стремился выразить в японских стихотворениях вака основные положения тэндайского буддизма 1 . Представители линии Дзимёин писали в стиле классической поэтической школы Кёгоку. Однако Сонъэн восхищался стихотворениями Фудзивара (Нидзё) Тамэё (1250–1338), сына Тамэудзи, основателя новаторской поэти- ческой школы Нидзё 2 . Вопреки правилам своего рода Сонъэн творил в духе школы Нидзё, вызвав раскол и смятение среди своих родственников. Тамэё, составивший пятнадцатую императорскую антологию «Сёкусэндзайвакасю» («Продолжение тысячелетнего собрания японских песен», 1318) включил в нее стихотворения Сонъэна. В Сёрэн-ин хранились документы Энряку-дзи. Наряду с другими матери- алами в Сёрэн-ин также находились рукописи Дзиэна, собранные Сонъэном в сборник, получивший название «Сюгёкусю». История его появления весьма сложна. Сонъэн два раза начинал собирать разрозненное поэтическое наследие Дзиэна. Первый раз, как указывает колофон к «Сюгёкусю», часть стихотво- рений Дзиэна объединена в сборник в 1328 г. 3 . Именно тогда тэндайский монах Кэйун (1290-е–1369?) по приказу Сонъэна собрал тематические циклы стихотворений Дзиэна. В 1346 г. Сонъэн значительно дополнил и существенно отредактировал первоначальный сборник (Исикава, 1998: 23–36). Оригинал Сонъэна 1346 г. не сохранился, и наиболее ранняя известная версия «Сюгёкусю»—это «Сёрэн-ин хон», «список Сёрэн-ин» (1471 г.) Среди известных сегодня старых рукописей и печатных изданий «Сюгёкусю» этот список считается самым полным и соот- ветствующим первоначальной рукописи. Он насчитывает 5 свитков и 5917 стихотворений его в наиболее полной версии. «Список Сёрэн-ин» — это манускрипт, переписанный монахом Сонъо (1431–1514) из храма Сёрэн-ин, поэтом, 160-м главой школы Тэндай, сыном регента Нидзё Мотонори 4 . «Список Сёрэн-ин» явился сводной редакцией руко- писи, полученной в дар храмом Сёрэн-ин от восьмого сёгуна Асикага Ёсимаса (1436–1490) и протографа (не сохранился), составленного самим Сонъэном 5 . Структура «списка Сёрэн-ин» отражает историю составления всего поэти- ческого сборника. Первый, второй и третий свитки—различные тематические 1 Jean-Noël, 203: 151. 2 Обе школы возникли после смерти Фудзивара Тамэиэ (1198–1275), когда его старший сын Тамэудзи (1222–1286) основал свою школу Нидзё, а Тамэнори (1227– 1279) — школу Кёгоку (Торопыгина, 2016: 405). 3 Кохон Сюгёкусю, 1971: 618 4 Нидзё Мотонори (1390–1445) — придворный, поэт, регент кампаку при взрослом государе. 5 Исикавка, 2005: 203–205.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=