Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 424 прогресса не как изменения взаимоотношений между людьми или улучшения общественных структур, а, в первую очередь, изменения отношений человека и природы. Кроме того, для Жюля Верна прогресс косвенно подразумевал доминирование Западной цивилизации. В то время как Лу Синя прогресс и эво- люция привлекали в первую очередь как возможность изменить отношения между людьми, и общественное устройство Китая, и как следствие, укрепить позиции Китая в мировом пространстве. Хотя переводя научную фантастику, Лу Синь не задумывался напрямую о нуждах детской литературы или детей, как и Жюль Верн, который не писал для детей, но идеи Лу Синя, которых он придерживался до 1907 года — эво- люция, прогресс, освобождение индивидуальности человека и образование посредством чтения художественной литературы- легли в основу его дальней- ших взглядов на детей и детскую литературу. Будущее, по Лу Синю, принадле- жало не науке, а детям, их разум не был еще отравлен старыми идеями, их еще можно было освободить путем изменения в системе образования и создания новой литературы. В 1906 году к моменту выхода еще одного произведение Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», взгляды Лу Синя претерпевают изменения, он разочаровывается в науке как всесильном средстве по модернизации Китая, бросает обучение в медицинской академии Японии, чтобы посредством лите- ратурного творчества «лечить болезни душевные, а не телесные». Вместе с этим начинается новый этап творчества Лу Синя, основанный на идеях романтического идеализма. 2. Лу Синь и детская литература в первое семилетие Движения 4 мая (1919–1926 гг) В 1918 году выходит рассказ Лу Синя «Записки сумасшедшего», где описы- вает мир мрачный, в котором люди веками поедают друг друга, и единственной надеждой остаются дети, поэтому рассказ заканчивается криком о помощи «Может, есть еще дети, не евшие людей? Спасите детей!» 1 . Здесь отражена основная идея Лу Синя в этот период — дети — это семена, из которых про- израстет общество, и направление их роста напрямую зависит от бережного взращивания. Поэтому ответственность за формирование ребенка полностью лежит на плечах взрослых: родителей, воспитателей и учителей. «Дети учатся подражая»—писал Лу Синь в одном из эссе. Взгляды Лу Синя на образование и воспитание подробно изложены в статье «Какими отцами мы должны стать сейчас» 1919 года, в соответствии с которой, традиционная конфуцианская идея пожертвования детьми во имя родителей, с точки зрения эволюции и законов 1 Лу Синь. Записки сумасшедшего. Эл. ресурс: https://www.e-reading.club/book. php?book=90199.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=