Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 405 освещенный лучами солнца, словно пройдя обряд очищения, символизирует неразрывную связь мира природы с жизнью человека. Природа и есть дом человека, духовно значимый приоритет. Идея о единстве природы, дома и человека подчеркнута в произведении «Осень» ⿻ : «Настала глубокая осень, в священном доме собираются орлы/ Орлы родины святой молвят/ Настала глубокая осень король стихи слагает/ В этом мире глубокая осень настала/ Все, что нужно достичь, не достигнуть/ Все, что нужно потерять, поте- рялось уже давно». Стихотворение носит элегический характер и имеет оттенок грусти от потери чего-то важного. Образ орла олицетворяет постоянную силу и мощь, но даже он не способен противостоять бегу времени и естественным изменениям природы. Немаловажен и образ осени, с древности в китайской литературе олицетворяющий тоску по родному дому, увядание, смерть, завершение пути. Так, в произведении из цикла «Напевы осенней ночью» в переводе Аркадия Штейнберга великий поэт танской эпохи Ван Вэй через описание природного мира рассуждает о завершенности жизненного пути и быстротечности жизни: «Только покой/ Ценю на закате лет./ Тысячи дел / Уже не владеют мной./ В сердце давно/ Обширных замыслов нет./ Знаю одно:/ Вернуться к роще родной./ Ветер сосны качнет -/ Распояшусь тогда,/ Буду на цине бряцать / Под горной луной./ Спросите: в чем наша радость,/ Наша беда?/ Песней ответит рыбак/ На излуке речной». В стихотворении «Осенняя родина» ⿻ཙⲴ⾆ഭ Хайцзы через образ осени раскрывает основной идейно-философский смысл образа родины: «Десятитысячный раз осенняя река течет по черепам вспахан знойный город бушующего огня/ Сердце все еще раскрывает раны весенних надежд/ Осенний гром грустит священный огонь пылает/ Таинственный огонь весны обратившись в пепел упал к нашим ногам/ Взяв череп иду на поле издающее смех/ Позвольте мне сделать из его черепа горн золотой дуть в осенние дни/ Ты называешь меня поэтом ранней весны поэтом любви и смерти/ Он хочет чтоб я задувая в горн осени объездил родину и чужие земли/ От Синьцзяна до Юньнани посидел на многовековых горах/ Осень как далекая стая львов встретившись парят/ Парящие родины львы взяв меня обошли знойный город священного огня/ Отныне дует осенний ветер дует на мои бескрайних сумерек губы/ Поверхность земли тот теплый ветер и кровью созданные разные надежды/ Отныне все должно стать трупом и удобре- нием горн раздается/ Отныне есть только он когда- то пощадил крик всех живых/ Стер с губ кровавые следы весны и лета/ Земля словно страдание и процветание». Осень — время подведения итогов и результат жизненного пути. Лирический герой чувствует неизбежность круговорота времени, неот- вратимость естественных процессов природы. Образ земли является олице- творением родины поэта, заключающее противоречивое значение «страдания

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=