Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 402 которые взаимодействуют друг с другом и выдают целостную национальную модель поэтической картины мира, отражающую мировосприятие поэта. Связь Хайцзы с родиной и родным домом глубока и сильна. Этот факт под- тверждают многочисленные произведения Хайцзы. Стихотворение «Спелая пшеница» ⟏Ҷ哖ᆀ , написанное в 1985 г., проникнуто чувством любви и тоски по дому: « В один год/ Нивы новой пшеницы/ Поспели/ По водной глади/ Нищий отец, которому лет за тридцать/ Вернулся домой/ Кто-то несет на спине зерно/ Ночью толкнул дверь и вошел/В свете лампы/ Узнал — троюродный брат/ Мы вдвоем/ Ночь безмолвна/ И только кальян в кастрюле/ Грохочет, бурлит/ Чьи-то мысли тоже/ О плодородной земле/ Ах, спелая пшеница!». Доминантным в изображении образа родины становится описание реалий деревенской жизни, ее радостей и забот, заключающие мысли, чувства и пере- живания поэта о нелегкой судьбе китайского крестьянина. В произведении «Деревня девяти стихотворений» ҍ俆䈇ᶁᒴ Хайцзы пишет: « Осенняя ночь прекрасна/ Не дает забыть старых друзей/ Я сижу на теплой земле/ Со мною хлеб и вода/ Девять старых стихов/ Как девять красивых деревень под осенним небом/ Не дают мне забыть старых друзей / Земля возделывается/ Безмолвна, живет на родине/ Как капля воды, урожай или неудача/ Живут в сердце моем». Образ земли воспринимается как живое существо. Поэт наделяет ее душой, она «безмолвна» и «живет на родине». Даже находясь вдали от родного дома, земля всегда в душе поэта. Как и поэзия живет в сердце поэта. Символичное число девять ҍ , созвучное с иероглифом ѵ , обо- значающий долгий, давний, длительный, вечный, подчеркивает бесконечность и неразрывность существования земли и поэзии в душе поэта. В поэтическом мире Хайцзы вечна его родина, земля предков и художник-творец. Говоря о родине, Хайцзы неустанно выражает чистые и искренние чувства, подчеркивает идею сопричастности человека с родной землей. В стихотворении «Автопортрет» словно пишет о себе: «Мое лицо/ картофель в чаше/ Эй, выросли из земли/ Эти теплые кости». Деревенский дух существовал в каждой капле его крови, в каждой кости, в каждом стихотворении. О своей привязанности к родному дому поэт пишет еще в одном стихотворении «Деревня» 1 : «В деревне живут/ мать и сын/ Сын спокойно растет/ Мать со спокойствием смотрит/ Среди тростника/ Деревня — белая лодка/ Моя сестра тростник позвала/ Моя сестра прекрасна» . Образ родины связан тесно с локусом семьи. Родина—это и мать, и сестра. Белая лодка является символом одиночества лирического героя, тоскующего по родным местам. Стойко перенося бурю и дождь, тростник символизирует в китайской традиционной поэзии силу и несгибаемость харак- тера и связан, в большей степени, с женским началом: «Циня струна,/ Словно лед, холодна,/ Пальцы искусны — / Песня тепла и нежна./ Слышу/ Как иволга 1 ᶁᒴ ˄ ˅⎧ᆀ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=