Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 398 каждый попробовал себя в творчестве»  1 . Не следует забывать, что это течение литературы было не только делом молодых. Ведь вернулись и те, кто попал в опалу и тоже проходил «обучение у крестьянства» еще со времен борьбы с «правыми». И одними из ярких представителей литературы «ран и шрамов» являются «китайский Шаламов» Чжан Сяньлян (осужден в 1958 году, реаби- литирован лишь в 1979 году) и «китайский Солженицын» Ван Мэн (посажен в 1957 году, реабилитирован в 1978 году)  2 . Произведения литературы «шрамов» говорили не столько о человеке и его внутренней жизни, сколько о противозаконности, противоестественно- сти самой системы, созданной китайскими руководителями. Человек в нече- ловеческих условиях оказывается в атмосфере безысходности, морального и физического тупика, порой не веря в саму возможность окончания этого состояния, когда у него отнято все: образование, опыт, связи с нормальной жизнью, принципы и моральные ценности; когда человек легко и «есте- ственно» теряет свои личностные качества  3 . На первых порах в «литературе ран и шрамов» преобладали произведения с изображением казней, пыток, разгулом бесчинств хунвэйбинов. Попрание человеческого достоинства, атмосфера страха и доносительства — именно это было одной из основных тем произведений этого периода, в которых «культурная революция» была изображена «как величайшее стихийное бедствие, как наводнение». «Много бумаги было исписано в ответ на революцию, но лишь немногое, что вышло из-под пера творцов рассказов и романов, смогло в полной точности отразить все то, что двигало народом в столь трудные времена и именно в том направле- нии, в котором нужно было наивысшим постам, не имеющим единого лица. Да и не везде была описана моральная ломка людей, попавших в наитруднейшее положение зверя революции»  4 . Шаламов в «Колымских рассказах» абсолютно прав, говоря, что подобное существование — «отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет… Каждая минута [такой] жизни — отравленная минута»  5 . Что касается упоминания выше ВанАньи временДвижения 4 мая, оно, на мой взгляд, вполне уместно. В-первых, желание высказаться, какжертв этого периода, так и активных участников расправ, но и молчаливых наблюдателей тоже, шло 1 Семенюк М. В . Специфика художественного мира произведений Ван Аньи. Дис- сертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., ИСАА МГУ. С. 17 (на правах рукописи). 2 https://eksmo.ru/news/3152125. 3 См. например: Дай Сы-цзе . Бальзак и портниха-китаяночка. М., 2006. С. 20. 4 Цырендоржиева Д. Д.. Конфликт личности в литературе «ран и шрамов» на при- мере повести Фэн Цзицая «Крик» // Вестник Бурятского Госуниверситета. Улан-Удэ. 2010. № 8. С. 71. 5 Шаламов В. Т . Собр. соч.: В 6 т. М., 2004. Т. 1. С. 185–186.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=