Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 394 нам представляется, служит экспликацией антагонизма между замкнутым традиционным сообществом и внешним миром. Еще одна проблема, связанная с семейной темой, и затронутая в романе — подчиненное и бесправное положение женщины в старом Китае. Характерный эпизод в романе описан в начале, когда говорится, что главный герой Бай Цзя- сюань женился 7 раз, притом все жены достаточно скоропостижно умирали, так и не успев родить ему наследника. Отец Бай Цзясюаня рано умер, и перед смертью сказал ему, что его главная задача—продолжить род, поэтому не стоит скупиться тратить деньги на покупку жен. Мать Бай Цзясюаня, когда умерла очередная (шестая) жена, немедля, даже не выждав положенный траур, стала подыскивать ему новую супругу, сказав при этом, что «Женщины—всего лишь оконная бумага. Если она вдруг прорвалась, то нужно просто пойти и поставить новую». [ 䱸ᘐᇎˈ 2017 с. 13] Еще один характерный эпизод — незавидная судьба жены Бай Сяовэня, старшего сына, которая умерла с голоду в неурожайные годы, когда Бай Сяо- вэнь бросил ее и ушел жить к Тянь Сяоэ в пещеру неподалеку от деревни. Больше в этом эпизоде поражает даже не то, что женщина умерла с голоду, а то равнодушие, с которым к ее смерти отнеслись как в семье Бай, так и в ее собственной семье. Когда ее хоронили, у нас создалось впечатление, словно это не похороны человека, а вынос на свалку старого сломанного холодильника, оставшегося в квартире после смены хозяев. Также показательна реплика законного мужа-хозяина Тянь Сяоэ, когда он узнал о том, что Хэйва имеет с ней связь: «Убить ее — ничего не стоит, жаль только потраченных на нее денег, убить же тебя — мне жалко твоего отца, ведь он потратил столько сил, чтобы вырастить тебя». [ 䱸ᘐᇎˈ 2017 с. 131] С другой стороны, многие исследователи, особенно западные, обходят стороной то, что пресловутые «традиционные устои» распространяются не только на женщин, но и на мужчин. [Сторожук, 2010, c. 115–120] В романе «Равнина белого оленя» иллюстрацией этому положению служит эпизод, в котором Лу Чжаопэн, который не стал жить с женой, которую ему сосватали родители, даже когда был в деревне директором школы. Его дед пришел в его школу и встал на колени, чем убедил Лу Чжаопэна вернуться в отчий дом. Как только непослушный отпрыск переступил порог, дед жестоко избил Лу Чжаопэна посохом, напоследок сказав поверженному внуку: «Ты кем себя возомнил?». [ 䱸ᘐᇎˈ ˈ с. 152] Тема семьи, как нам кажется, неразрывно связана с китайской этикой лица. 1 Родителей больше волнует не благосостояние детей, а соблюдение традиций и сохранение собственной репутации. 1 Однако следует отметить, что не все представители младшего поколения имеют конфликты со старшим поколением.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=