Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 393 ный-конфуцианец Ню Чжаолянь, живший в уезде Ланьтянь (1867–1937). Господин Чжу — совершенномудрый старец, который живет и умирает в строгом соответствии с образом, слегка «приподнятым» над остальными, что несколько отрывает его от реализма романа. Например, в романе дается вставка из времен «культурной революции» (1966–1976), когда хунвэйбины раскопали его могилу, чтобы «осуществить культурную революцию против его останков», они разбили один из кирпичей, и внутри увидели надпись «Доколе же вам творить смуту?»  1 Тема семьи и положение женщины Несмотря на то, что роман «Равнина белого оленя» можно назвать историче- ским, или «новым историческим», основной импульс развитию повествования придает тема семьи, или же проблема отцов и детей. По накалу драматизма бунт представителей младшего поколения — Тянь Сяоэ, Хэйва, Бай Лин и Лу Чжаопэна — против традиционных семейных устоев, на наш взгляд, значительно превосходит конфликты на политической почве. В этой связи герои расположены в достаточно логичную схему  2 . С одной стороны мы имеем представителей старшего поколения, глав семейств Бай Цзясюаня и Лу Цзылиня и батрака Лу Саня, придерживающихся традицион- ных взглядов, а с другой — Хэйва, Тянь Сяоэ и Лу Чжаопэна, которые хотят сами быть хозяевами собственной личной жизни, не ориентируясь на нормы морали, принятые в их семьях. Когда Бай Лин отказалась выходить замуж за того, кого ей сосватали роди- тели, ее отец Бай Цзясюань сказал, что знать ее не желает и оборвал с ней все контакты и так и не увидел ее до самой ее гибели. Бай Сяовэнь, старший сын Бай Цзясюаня, который стал жить с Тянь Сяоэ, которая соблазнила его по навету Лу Цзылиня, был также, как и его сестра, изгнан из дома за то, что опозорил семью. Тянь Сяоэ была убита Лу Санем, отцом Хэйва, после того, как он встретил на улице вконец опустившегося Бай Сяовэня. Несколько позже дух Тянь Сяоэ вселился в Лу Саня, а на равнине началась эпидемия, которую этот дух вызвал. Эпидемия закончилась только после того, как кости Тянь Сяоэ сожгли, урну захоронили, и на месте погребения возвели пагоду. Во время захоронения Тянь Сяоэ в ее адрес со стороны крестьян раздавалась отборная брань. Незавидная судьба пришлой Тянь Сяоэ, а также отношение к ней жителей равнины, как 1 КПК или Гоминьдан, которые на тот момент сотрудничали, и люди не видели большой разница между ними. 2 Эпизод с этой надписью был вырезан при редактуре романа автором в 1997 г. В исправленной версии упоминается только то, как хунвэйбины раскопали могилу госпо- дина Чжу и прочли на одном из кирпичей гравировку с его философскими изречениями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=