Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 389 В 1970-е гг. Чэнь Чжунши работал в коммуне и производственной бригаде в деревне. С 1972 г., когда после активной фазы «культурной революции» в стране стала восстанавливаться литературная жизнь, он продолжил публи- ковать прозу, оставаясь на должности кадрового работника в коммуне. В конце 1970-х — начале 1980-х Чэнь Чжунши был заместителем главы дома культуры в пригороде Сианя. В 1982–1985 гг. — был «на должности писателя». В 1970–1980-х гг. Чэнь Чжунши публиковал художественную и документальную прозу малых и средних форм, фокусируясь на деревенской жизни. В одном из интервью Чэнь Чжунши упоминал, что еще изучая в школе современную китайскую литературу, в которой тогда большую роль играла деревенская тематика, он с интересом обнаружил, что то, о чем писали Лю Цин и ЧжаоШули, очень похоже на его собственнуюжизнь. Это и подтолкнуло писателя к собственным творческим поискам. После смерти смерти Мао Цзэдуна Чэнь Чжунши был в числе первых, кто решился отразить в своем творчестве негативное влияние «уравнительной» аграрной политики КПК. В рассказе «Северная и южная деревни» (1978) Чэнь Чжунши критикует руководство коммуны, которое совершенно не заботится о крестьянах, а думает только о том, как угодить вышестоящему начальству. Тогда же Чэнь Чжунши включается в «литературу шрамов» с рассказом «Дове- рие» (1979), за который он получил всекитайскую премию. В 1980-е, с началом политики реформ и открытости, многое в жизни писателя поменялось, он побывал за границей, где увидел жизнь, которая радикально отличалась от той жизни, которую он видел до этого. В первой половине 1980-х Чэнь Чжунши в своем творчестве обращает свой взор на те вызовы, которые бросала партийному руководству на местах поли- тика «реформ и открытости». Эта тема раскрывается в рассказе «Душевные муки» (1981) и повести «Начало лета» (1984). В 1985 г. Чэнь Чжунши занял пост заместителя председателя Союза писа- телей пров. Шэньси. В середине 1980-х по словам Чэнь Чжунши, он стал интересоваться тем, что происходило в Китае до 1949 г. Критики, как и сам Чэнь Чжунши в своих интервью, отмечают, что путь к «Долине белого оленя», своему главному роману, Чэнь Чжунши начал в середине 1980-х. В 1985 г., под впечатлением от поездки в Таиланд, где его поразила пестро одетая толпа людей (в Китае тогда все одевались сравнительно однообразно), Чэнь Чжунши написал повесть «Господин в синей куртке» (1985), в которой описана жизнь молодого человека из деревни, который еще в республиканский период (1911–1949) примкнул к коммунистам, однако позже был подвергнул критике в ходе кампании по борьбе с пра- выми элементами (1958) и «культурной революции» (1966–1976). Главный мотив повести — движение от надежд на светлое будущее к разочарованию

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=