Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 375 Поэт всегда стремится точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное состояние лирического героя. В его стихах пейзаж и автор практи- чески составляют единое целое: «Ты не спрятался / Осень все же нашла тебя» («Предчувствие» « 亴ᝏ », 1986), «Затем целое лето ты не находишь себе места / Ты слушаешь ту цикаду / Ты в некой пустоте выражений оцепенел / Пока не подул осенний ветер / Мгновенье / Ты наконец вспомнил кто ты есть» («Вос- поминание о летнем полудне» « ༿ᰕ↓ॸⲴ䇠ᗶ », 1987), «Дождь в один миг зайдет, промокший насквозь» («Этюд» « 㓳Ґᴢ », 1988). Темпоральные мотивы присутствуют в таких стихотворениях, как «Чело- век, колющий дрова на зимовку» (« ањࢸᵘḤ䗷 ߜ ⲴӪ », 1989), «Перемена» (« 䖜ਈ », 1990), «Осень в Европе» (« ⅗㖇ᐤⲴ⿻ཙ », 1993), «Осень» (« ⿻ ཙ », 2000). Как видно из названий время у поэта осеннее или зимнее, если говорить о части суток, то в основном он изображает вечер или сумерки. Во многих других стихах также мы можем увидеть холодный ветер осени или завывающие метели зимы. Изображение холода, темного времени суток создает впечатление мрач- ности и трагичности происходящего. Буквально каждое стихотворение Ван Цзясиня пронизано нотами грусти и тоски, истоки которых следует искать и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию. Тогда Ван Цзясинь обращается к творчеству русских поэтов- эмигрантов ХХ в., в чьих испытаниях он видит нечто близкое личному опыту: «Поэзия Б. Пастернака и М. Цветаевой … как ничто другое может тронуть мою душу, особенно в наше время потери духовности» [цит по: ཌ㧪൘ᆳ㠚ᐡⲴᰦԓ , 1997, с. 51]. Ссылка в деревню в период кампании «Ввысь в горы, вниз в села», трагические события на площади Тяньаньмэнь 1989 г. оказали огромное влияние на творческое мировоззрение поэта, где человек и его судьба становятся выше истории, выше революции и рево- люционных идей. Пафос трагического связан с реальными страданиями и бесконечными трансформациями времени в поэзии Ван Цзясиня. Именно таким образом и возникает его духовность, к которой он всегда стремился. Показательны в этом плане стихотворения «Баллада о Вакарино» и «Пастернак», которые достоверно изобразили реальную обстановку в Китае. Здесь четко просле- живается идея противостояния. В них поэт переживает ощущение борьбы и противоречий, создает картину трудности путешествия в мире жизни и смерти. Эти два произведения, посвященные Б. Пастернаку, родственны по содер- жанию и наполнены духовными страданиями автора. Они четко определили взаимосвязь между поэтическим творчеством и реальной обстановкой времени, в котором жил Пастернак. Строки двух стихотворений несут в себе чувство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=