Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 373 В студенческие годы Ван Цзясинь знакомится с зарубежной литературой, уже тогда впервые публикуются его стихи. Поэзия становится его призванием, его «почвой и судьбой». Она вбирает в себя и его любовь к музыке, и интерес к философии. Год спустя после поступления Ван Цзясинь пишет свое стихот- ворение «На той стороне горы» (« ൘ኡⲴ䛓䗩 »), которое в дальнейшем вошло в учебные материалы по современной поэзии Китая. В 1982 г., после окончания университета Ван Цзясинь отправляется в г. Пекин, где занимает должность преподавателя литературы, помимо этого он занимается редакторской деятель- ностью. В 1984 г. выходят циклы его стихов «Китайская картина» (“ ѝഭ⭫ ”) и «Поэзия Янцзы» (“ 䮯⊏㓴䈇 )”, которые получают повсеместное признание. В ранних произведениях Ван Цзясинь — поэт-философ, сосредоточен- ный художник, заинтересованно всматривающийся в окружающую жизнь. Любознательный взгляд поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. С тематической точки зрения, его лирика больше пейзажная, философская. Проблематика — социокультурная. Так, в центре поэзии Ван Цзясиня находится природа и проблема взаимоотно- шения человека с ней. Еще в древнейшие времена возникла мысль о том, что человек является частью природы и, поэтому его отношения с ней не могут и не должны быть антагонистичны. Природа является одним из важнейших объектов поэтического творчества. В общении с природой рождаются коллизии, темы, сюжеты, герои, концепции многих выдающихся творений поэтического искусства. Окружающий художника естественный мир — не только предмет изображения, но также средство разрешения встающих перед человеком психологических и философских проблем, способ приобщения художника к вечности, он открывает ему путь к самопознанию, к самовыражению, к изъ- явлению глубочайших эмоций, к разрешению противоречий души. Стихотворения Ван Цзясиня на тему природы естественны и в то же время оригинальны, они отличаются органичностью чувств, им присуща некая философичность. Некоторые образы заставляют иначе смотреть на жизнь и смерть: « Вдали крутые горы, над горами / Бескрайние снежные вершины / Под похожим на острие ножа солнечным блеском / С древности не тающие снега, и каждый день рождающаяся / Смерть / Режет мои глаза / Снега блеск вслед за вагоном идет / Неспособные приблизиться снежные вершины / Наблюдают за каждой эпохи проезжающими гостями» («Коридор Хэси» « ⋣㾯䎠ᓺ », 1985). Здесь вечная жизнь снежных вершин сосуществует с мимо- летностью блеска, а снежным вершинам отведена роль хозяина, где мы, люди, всего лишь гости. Образы, связанные с природой, гармоничны, будь то туманное ущелье или морская гладь, бескрайняя степь или снежные горы. Чего не скажешь о совре- менном городе: « Там, где срубили подсолнух, возвышаются рекламные щиты / Но кто может остановить приход ко мне Ван Гога / Кто осмелится высмеять

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=