Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 369 Свою свободу я лишь защищаю. Я не желаю быть ничьей. Хочу Я — хана дочь, принцесса Турандот — Лишь сохранить то дорогое право, Которое во чреве материнском Дается всем, ничтожнейшим из смертных. Рабынями униженными вижу Я в Азии всех женщин и за них Отмстить хочу тиранам их — мужчинам  1 . К свободе у Шиллера стремится не только Турандот, но и Калаф. Акцен- тирование мотива свободы личности, ее противопоставление окружающему миру у Шиллера не случайно: оно является яркой приметой романтического стиля, воцарившегося в европейской культуре на рубеже XVIII–XIX веков. Другой характерной чертой романтизма является интерес к экзотическому Востоку. Правда, в эту эпоху европейцы знают Ближний Восток и Индию гораздо лучше, чем дальний. Завоевание англичанами Индии и египетский поход Наполеона нашли отражение в научных востоковедческих трудах (в частности, многотомный отчет о наполеоновской экспедиции включал и описание ближневосточной музыки и музыкальных инструментов) и — как следствие — в литературе, живописи и музыке. Например, восточная поэма Т. Мура «Лалла Рук» (1817) легла в основу оратории Р. Шумана «Рай и Пери» (1843), балета Ц. Пуни «Лалла Рук, или роза Лахора», комической оперы Ф. авида «Лалла Рук» (1862). В музыке последнего представлены подлин- ные восточные мотивы, записанные им во время путешествия по Ближнему Востоку. Следы знакомства с музыкой Востока мы найдем в музыке Г. Бер- лиоза (опера «Троянцы»), С. Франка (симфоническая поэма «Джинны»), М. И. Глинки («Руслан и Людмила»), А. П. Бородина (симфоническая картина «В Средней Азии», опера «Князь Игорь»), Н. А. Римского-Корсакова (сюита «Шехеразада», опера «Садко») и ряда других композиторов XIX века. Даже в музыке такого, казалось бы, исключительно австро-немецкого композитора, как Ф. Шуберт, можно найти ориентальные мотивы (оперы «Граф фон Глей- хен» и «Шакунтала», камерная вокальная пьеса «Плач об Али-Бее», несколько романсов на тексты газелей). В то же время из-за культурной изоляции Китая в Европе того времени практически не имели представления ни о китайской музыке, ни о китайских музыкальных инструментах. Поэтому европейские музыкальные произведения XIX века на «китайские» темы являются типич- ными примерами «chinoiserie», то есть очень условной западной стилизации 1 Шиллер Ф. Турандот, принцесса китайская / Пер. А. Ганзен [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://xn--90ax2c.xn- -p1ai/catalog/000199_000009_003967933/ viewer/?page=190 (дата обращения: 28.01.2018). P. 185.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=