Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 355 Ван Чанчи — это вполне реальный образ провалившего экзамен студента, который вынужден стать гастарбайтером, чтобы прокормить семью. Если обра- титься к китайской истории, то нельзя обойти вниманием тот факт, что главную роль в построении ученой и служебной карьеры на протяжении нескольких сотен лет вплоть до 1905 года играла система государственных экзаменов. Как отмечаетШи Сюцзюань, в китайской классической литературе осталось много образов ученых мужей, стремившихся построить свою карьеру путем сдачи экзаменов («Западный флигель», «Пионовая беседка», «Рассказы Ляочжая об удивительном»). По мнению критика, писатель Дун Си, являясь выпускником филфака, наделил своего героя чертами, которые традиционно свойственны молодым книжникам из танских новелл, юаньской драмы, а также минских и цинских романов. Сюжетные ходы в романе Дун Си также восходят к китайс- кой классике: это и провал героя на экзамене и появление в сложный период его жизни возлюбленной (см. подробнее [10, с. 160]). Эти замечания вполне справедливы и можно заключить, что роман Дун Си, рисуя сложную картину взаимоотношений человека и общества в современном Китае, наследует тра- диции характерные для литературы старого Китая. Говоря о проблемах современной системы образования, писатель показы- вает низкий уровень образования в деревнях, а заодно бичует взяточничество и блат, допускающие подделку документов в учебные заведения. Очень под- робно эта проблема рассматривается и в повести Ван Шиюэ «Грехи челове- ческие» ( Ӫ㖚 ), в которой, как и в романе Дун Си, некое ответственное лицо придержало уведомление о зачислении одного из учеников с той целью, чтобы потом под его именем и фамилией в университете учился другой человек. Люди предпочитают жить во лжи под грузом тайн, теряя свое спокойствие лишь ради того, чтобы улучшить свой социальный статус. В подобных произведе- ниях постоянно проводится мысль о том, что «единственная возможность для деревенского ученика вырваться из деревни— сдать вступительные экзамены в высшее учебное заведение» [2, c. 90]. Поэтому родители мальчиков возлагают на своих сыновей большие надежды и лезут из кожи вон, чтобы оплатить их образование в средней и старшей школе. Большинству деревенских девочек, мечтающих о красивой жизни заранее предопределена участь проституток. Горько осознавать, что родители сами подталкивают дочерей к запретной черте. «Как правило все красивые девушки из деревни…рано или поздно, продаются в город», — говорит один из героев Дун Си, чья дочь предлагает свои услуги в городском СПА-салоне [8, c. 27]. Желая искренне помочь соседке, он говорит ей прямым текстом: «Увидав, какая ты красавица и зная какое положение у вас дома, я просто хотел тебе помочь» [8, c. 27]. В результате таких установок уже бывалые девушки поучают своих подруг: «Здесь грамотность не нужна, только красота стоит денег» [8, c. 44]. Этим словам красноречиво вторит один из героев повести Цао Доюна «Мир с высоты эстакады»: «Шлюха, звучит, может, не

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=