Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 339 Устойчивые гендерные представления формируются в современной китайс- кой «деревенской» и «городской» прозе. В «деревенской» прозе женщина обычно изображается как главная рабочая сила. На ней часто держится дом, но она не имеет права вмешиваться в финансовые дела. Какие бы страсти не бушевали в ее душе, она их скрывает или подавляет. В конце концов, женщина в деревне—опора и семьи, имужчины. Вцеломона несчастлива, хотя это открыто не декларируется, а вытекает из контекста произведений. Женщина показана на фоне тягот жизни, поэтому ее «несчастность» в какой-то мере оправдана. Новую интерпретацию «женской темы» можно увидеть в романе Гу Хуа «Деревня Лото- сов» [1], где деревенская женщина становится воплощением истории страны. В «городской» прозе мотив необходимости физической борьбы за существо- вание отходит на второй план, уступая место мотиву моральных трудностей жизни в социуме. Талантливая, образованная, красивая, неординарная женщина из повести Лу Вэньфу «Колодец»(1985 г.) [5] становится объектом нападок и травли сначала со стороны мужа, а потом и окружающих. Ей не дают возмож- ности реализоваться ни в семье, ни в любви, ни в работе, и несчастная женщина вынуждена свести счеты с жизнью. Так выявляется еще одна грань «женской темы»: неповторимость характера женщины оказывает влияние на ее судьбу. В начале XXI в. все отчетливее формируется идея, что мужество — это женское качество. Но внешняя независимость и успешность женщины не явля- ется залогом внутренней свободы. Героине повести Сюй Сяобинь «Другие» [8] не нужно ничего, кроме работы (она делает компьютерные игры), она живет скорее в виртуальном мире, чем в реальном. Столкновение с мужчиной переворачивает ее жизнь, но потом все возвращается в прежнее русло. Она не называет себя несчастной, но на деле оказывается, что счастье возможно только в виртуальном мире. Собирательный образ женщины нарисован Су Туном в повести «Из жизни женщин» [7].События, происходящие в ней, укладываются в широкие времен- ные рамки— с 1938 по 1982 г. Хотя рядом с каждой из трех героинь, о которых идет речь, присутствует мужчина, но жизнь не складывается: одну соблазняют и бросают, другая вынуждена лечиться от психического заболевания, третья просто разводится с мужем, несмотря на внешнее благополучие. Лейтмотив повести очевиден: с мужчиной или без него участь женщины остается неиз- менной, ей суждено быть несчастной. В произведениях постмодернизма, который так и не стал мейнстримом современной китайской литературы, «женская тема» приобретает специфиче- скую окраску. Способом выражения собственной субъективности становится сексуальность, а девиантное поведение — вызовом обществу. Так в произ- ведениях Мянь Мянь, например, «Панда» [6], нет разработки причинно-след- ственных связей, дается лишь общий эмоциональный фон жизни, а внимание сосредотачивается на внутренней борьбе героини, ее мыслях и чувствах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=