Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 338 и опоре. В произведениях Чжан Цзе иногда мужчина и женщина словно меняются местами и статусом. Это некий отголосок «женской темы» из про- светительского романа ХIX в. Пример бытования сюжета о «женском царстве» показывает, что универ- сальное отнюдь не означает распространенное, массовое, а наоборот, даже единичное, но включающее в себя множество нюансов, присущих отдельному социально значимому явлению. Как известно, одним из законов литературного развития является создание стереотипов, предполагающее преемственность признаков, норм и правил. В китайской литературе это хорошо видно в «женской теме». Еще в танской новелле в рамках любовной темы формируется стере- отип активной женщины, которая готова бороться за счастье со своим избранником, хотя и может умереть от любви. Постепенно в таком образе появляются черты роковой искусительницы, способной довести мужчину до гибели, что встречается, например, в новеллах Пу Сунлина. Так в гендерных стереотипах отражаются взгляды общества на роль женщины и поведение мужчины. Но писатели явно не ставят целью порицание женщин, поэтому в подобных произведениях силен элемент фантастики, что маскирует авторскую позицию. В первой трети ХХ в. стереотипы воплотились в образе бесправной, забитой женщины. Ее преследуют несчастья, за нее все решают чужие люди, и она из энергичной, трудолюбивой и привлекательной превращается в «вещь», в полу- сумасшедшее посмешище для окружающих и даже сводит счеты с жизнью. Если женщина пытается отстаивать свои права и хочет сама распоряжаться своей судьбой, ей все равно нет достойного места в социуме, несмотря на образование, ум и красоту. Она может существовать, только находясь рядом с мужчиной или в большой семье, где место и роль каждого ее члена строго регламентированы. В рамках «женской темы» в китайской литературе актуальная бинарная оппо- зиция «жены и наложницы». В китайской семье старого типа первая жена играет главную роль: она может отвечать за хозяйство и воспитание детей. Наложница появляется в доме только с согласия жены. На деле это простая формальность, и с женой практически не считаются. Любимая наложница, несмотря на внешнюю покорность, из-за кулис управляет домом, поэтому интриги неизбежны. Из-за невозможности напрямую влиять на всех членов семьи и стремления укрепить свое положение, наложницы становятся искусными интриганками. Жены, вынужденные принимать наложниц как данность, или сохраняют нейтралитет, устраняясь от контактов, или поддерживают любимицу мужа, тихо страдая при этом. Интриги нескольких наложниц, собравшихся в одном доме, создают в нем гнетущую атмосферу, которая доводит более слабых до гибели. Так формируется стереотип китайской женщины в условиях конкубината.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=