Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 337 творят мужчины. Гендер как модель социальных отношений конструируется самими членами общества на уровне сознания, поэтому гендерные пред- ставления до сих пор играют большую роль в жизни общества, а поведение мужчины и женщины детерминировано социальными ожиданиями этого общества. В рамках патриархальной культуры стандарты счастья и благопо- лучия в целом одинаковы для мужчин и женщин, а образ домашней, исполни- тельной и послушной женщины можно встретить в литературах разных стран с патриархальной культурой. Формируются и гендерные стереотипы, то есть устойчивые представления о характере отношений между мужчиной и жен- щиной. В каждой стране они имеют свои особенности, а вот с точки зрения восприятия гендера как культурной метафоры, происходит сближение «вос- точных» и «западных» представлений. Мужчина символизирует рациональное, духовное, божественное начало, женщина—чувственное, телесное, плотское. Формируются некие универсалии — вечные образы и мотивы, уходящие кор- нями в мифологию, например, «женское царство». В разных странах, в разные эпохи это понятие воспринимается по-разному, неизменной остается только суть — господство женщин. В китайской литературе упоминание о «женском царстве» можно встретить в «Каталоге гор и морей», анонимном памятнике IV–I вв. до н. э. В 7 цзюане «Каталог Заморья Запада» читаем: «Царство Женщин лежит к северу от Цар- ства Богини-Прорицательницы. Там женщины парами живут в окружающей их воде. Иные говорят: живут в одном доме» [2, c.98]. Скупые сведения снаб- жены комментариями, согласно которым в царстве есть озеро, где купаются женщины, чтобы забеременеть. Если рождается мальчик, то он доживает только до трех лет, потом или умирает, или его убивают. Сама краткая запись становится отправной точкой на пути бытования и развития данного сюжета. На протяжении многих веков он встречается в произведениях, повествующих о путешествиях. Существуют две разновидности интерпретации темы: есть страны, где вообще отсутствуют мужчины, и страны, где мужчины и женщины меняются социальными ролями. Примечательно, что с течением времени характер женщин становится более бескомпромиссным, а отношение к мужчи- нам—более жестким. Яркой иллюстрацией этого наблюдения служит отрывок из романа Ли Жучжэня «Цветы в зеркале» о пребывании путешественников в Царстве Женщин (гл. 33–37) [3]. Своеобразный вариант «женского царства» появляется в китайской лите- ратуре конца ХХ в. в повести Чжан Цзе «Плот»(1981 г.) [4]. Три женщины с разными судьбами и социальным положением живут в одной квартире, которая, словно ковчег, становится для них убежищем в бурном житейском море. Мужчинам здесь нет места, появляется только мальчик, сын одной из героинь, хотя женщины мечтают о «крепком мужском плече» как поддержке

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=