Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 335 2. Конец 1970-х, начало 1980-х годов, фантасты второго поколения: Лю Синьши, Ян Цзяси, Цзинь Тао, Вэй Сыли. Авторы первого поколения тоже немало писали в этот период. 3. С конца 1990-х годов по сегодняшний день, фантасты третьего поколе- ния: Ван Пукан, Лю Цысинь, Хэ Си, Син Эр, Хан Сун, Пан Хайтянь и другие. Вместе с тем есть и другая точка зрения о развитии научной фантастики в Китае: У Е и другие считают, что научная фантастика существовала в Китае всегда, приводя в доказательство довод о том, что в классических даосских мифах есть история о человеке, сделавшем робота. Мао Дун считал миф «Чанъ Э путешествует на Луну» первоисточником: «Считать Луну обитае- мой звездой является абсолютно уникальным явлением в мифологиях всех народов мира»  1 . Но мифология все же не считается научной фантастикой, хоть и является ее основой. Официально принята та версия, согласно которой научная фантастика начала развиваться в Китае благодаря работам Лу Синя. И мы проводили свое исследование согласно этой версии. Как бы то ни было, сейчас научная фантастика развивается очень быстро. Хан Сун, один из писате- лей-фантастов третьего поколения в своем эссе «Социальная среда китайской научной фантастики» попытался обосновать причины научно-фантастического бума в Китае: «Жанр входит в новую фазу своего развития, увеличиваются числа книг на книжных полках магазинов, создаются фэн — клубы, новое поколение писа- телей рвется на сцену. Все это сигнализирует о новой эре развития научной фантастики Китая». Затем он отвечает на свой вопрос, как это могло случиться? Первую причину он видит в глобализации: «Глобальная революция науки и технологии, сопровождающаяся компью- терами, Интернетом и биологией, наконец нашла свой путь и в Китае. Старые концепции более неприемлемы, так как страна не может оставаться в стороне от «глобальной деревни». Научно-технологическая революция превращает традиционное китайское общество в более открытое и прогрессивное обще- ство. Таким образом, научная фантастика неизбежно становится популярной в тех местах, где молодое поколение вырастает на телевизоре, электронных играх и Интернете». Вторую причину он видит в политике: «Китайское правительство уделяет много значения науке и технологиям. Национальная политика «подбадривания страны путем продвижения науки и образования» считается орудием подражания научной фантастике. В дей- ствительности, стране нужна научная фантастика как по политическим, так и по экономическим причинам. Писать научную фантастику в Китае теперь 1 Huss M. Hesitant Journey to the West: SF’s Changing Fortunes in Mainland China. http://blog.sina.com.cn/s/blog_4c61c6630100cr8u.html.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=