Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 330 рождения в 1950-х годах послевоенная китайская научная фантастика суще- ствовала в условиях постоянных идеологических ограничений, что, вполне понятно, известным образом повлияло на формирование ее художественного облика, системы образов, сюжетной архитектоники 1 . Сравнивая пути разви- тия современной американской и китайской научной фантастики, пекинский филолог У Ян в докладе «Традиции, обычаи и расцвет фантастики» (написан в соавторстве с редактором детского книжного издательства Ю Юнсюном) вполне конкретно написал о тех самых ограничениях: «...У китайской научной фантастики есть некие невидимые встроенные ограничения. Будущее, к при- меру, может быть только ясным и многообещающим. Во-вторых, в американской научной фантастике ученый—это просто исследователь. Но в китайской—это некто, почти равный богу! Китай — типичная восточная страна с четырьмя почти тысячелетиями литературной истории. Это заставляет китайцев с ува- жением относиться к тому, что обладает глубокой философской подоплекой. Другими словами, они стремятся обнаружить связь между древними теориями и новыми идеями». В 1957 году вступила в силу концепция «большого скачка» и борьбы с правым уклоном, и в научной фантастике наступило пока еще кратковремен- ное затишье — до 1962 года. Фантастика снова появилась на книжных при- лавках. Но ненадолго. В 1966 году в Китае началась «культурная революция». Редакции закрылись, многих деятелей культуры объявили «действующими контрреволюционерами». В этот период (1966–1976) не было издано ни одно научно-фантастическое произведение. 1978 год, год проведения политики «открытых дверей» Дэн Сяопином, можно считать за точку отсчета бума научной фантастики в Китае, который продолжается и по сегодняшний день. Выдвинули следующий лозунг: «Наука и технология — это продуктивная сила номер 1». Популярность научной фантастики достигла небывалого размаха. Журналы начали публиковать произведения западных фантастов, возвратились в жанр и китайские авторы. Период с 1978 по 1983 год по праву назвали «золотым периодом китайской научной фантастики». В марте 1978 года официально объ- явили приход «весны в науке» на конференции в Пекине 2 . Во главе китайской научной фантастики стали авторы, дебютировавшие еще в 1950-е годы и уже упоминавшиеся выше. В первую очередь, это Чжэнь Вэньгуан (р. 1929) — один из самых попу- лярных фантастов Китая, журналист по образованию, сотрудник астроно- 1 Харитонов Е . Заметки о китайской и японской фантастике. То же: За Великой стеной: (Фантастика в кит. лит.) // Если. 1998. № 1. С. 247. 2 « ཙ ߣ ᇊ、ᒫ⭼ભ䘀䎧Կϩ ᒤ ᴸ ᰕljѝॾ䈫ҖᣕNJ䇠㘵䱸⌱ . «27 tian jueding kehuanjie mingyun qifu». «Zhonghua dushubao» 18.03.2009.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=