Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 317 литературе формировало иное, отличное от традиционного отношение к лич- ности. Значительную роль сыграло знакомство китайской интеллигенции с зарубежной литературой, в первую очередь, с русской классикой XIX века и произведениями критического реализма конца XIX—начала XX веков. Зрело понимание того, что безоглядно следовать конфуцианскому ритуалу означало обеднять жизнь, тормозить ее развитие. Особенно активно такуюпозицию зани- мала молодежь. Дело касалось не только научно — технических достижений западной цивилизации, но и социальных завоеваний. Реализм как творческий метод получал признание среди литераторов, художников, деятелей театра. Но реалистическое, социально ориентированное искусство не было единственным в пестром мире художественной жизни Китая 20–30-х годов. Рядом с романтиз- мом существовал и натурализм, и отвлеченное, с высокомерным презрением к суете и грязи жизни искусство в нефритовой башне, и бытовая литература «уточек и бабочек», замкнутая на проблемах супружеских отношений Проза Северо-Востока, будучи частью национальной литературы, разви- валась с ней в едином русле. Практически все писатели региона начинали свой творческий путь с созда- ния рассказов. Так, первой книгой Сяо Хун ˄㩗㓒˅ (1911–1942) и Сяо Цзюня ( 㩗 ߋ ) (1907–1988) был сборник рассказов и саньвэнь «Дорожные трудности» (« 䏻⎹ » «Башэ») (1933), в который вошли одиннадцать произведений. Позже Сяо Хун опубликовала еще несколько сборников рассказов, среди которых «Мост» (« ẕ » «Цяо») (1936), «На волах» (« ⢋䖖к » «Нючешан») (1937), «Зов в степи» (« ᰧ䟾䟼Ⲵબ஺ » «Куанели дэ хухань» (1940). Сяо Цзюню принадлежат сбор- ники рассказов «На реке» (« ⊏к » «Цзяншан»), «Баран» (« 㖺 » «Ян») (1936). При том, что благодаря своей малой форме, способности оперативно реаги- ровать на новые явления в жизни, рассказ считается жанром—первопроходцем в литературах многих стран, в том числе и в китайской, на Северо-Востоке первыми значительными произведениями о главной проблеме этого края стали работы крупной формы — роман Сяо Цзюня «Деревня в августе» (« ޛ ᴸⲴ ґᶁ » «Баюэде сянцунь»), и повесть Сяо Хун «Поле жизни и смерти» ( « ⭏↫ ൪ » «Шэнсычан»). Первое произведение Сяо Хун принято характеризовать термином «повесть». Во многом оно соответствует жанровым требованиям, которые предъявляет к повести западная традиция: хроникальный характер, форма как бы устного рассказывания, отсутствие сложного напряженного и завер- шенного сюжетного узла, необходимого роману, и при этом наличие цепи эпизодов, связанных единой идеей и общими героями. В повесть «Поле жизни и смерти» вкрапливаются элементы саньвэнь, в ней очень сильна лирическая, эссеистическая струя, которая несколько размывает жанровую структуру, пре- вращая в цепь отдельных эпизодов, связанных местом и временем действия, некоторыми общими героями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=