Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 310 непосредственно отношению к настоящему (Фан Цзисян), а не мнимому (рассказчик) отшельнику, идея страдания как высшей ценности жизни концен- трируется здесь в образной концепции личности. По мысли Н. К. Хузиятовой, «поиск нового субъекта в мире безликой толпы со всей очевидностью обозначил рубеж между доктринальной тоталитаристской литературой и новой демо- кратической литературой, между свободой и несвободой, между типажом как клеточкой социализированной группы и личностью, выделившейся из толпы и отстаивающей свое „я“, личностью, теснейшим образом связанной с автором и конкретными особенностями его мировосприятия как творящего субъекта» 1 . Рассказ Вэй Вэй «Крик, или Хроники жизни маленького городка 2» (пер. К. Мельниковой) отличается усложненной композицией, которая соот- ветствует многослойной содержательной концепции произведения. Как и в рас- сказах АИ, здесь поднимаются проблемы вины и невиновности, преступления и наказания, что свидетельствует об актуальности художественного поиска в данном направлении, однако изображаются они, и разрешаются в ином ключе. Прежде всего, «расстановка сил» в рассказе связана с отношениями мужчины и женщины. Психология поведения человека, разум и чувства кото- рого вступают в противоречие (русская «формула» А. С. Грибоедова — «ум с сердцем не в ладу»), оказываются в поле творческого осмысления Вэй Вэй. В качестве символической детали в рассказе выступает женский крик, который «отзывается» в сердце мужчины, проникает в его сон, доводит до бессонницы, побуждает к действию. Провоцируемое криком запретное чувство, влекущее за собой социально осуждаемое действие мужчины, показано автором как чистое (акцент неоднократно делается и на «светлом» внешнем облике персонажа Шитоу) при не подвергающейся сомнению в глазах общества внешней пороч- ности. Вэй Вэй показывает скрытые мотивы поведения персонажей, которых читатель видит глазами рассказчицы. Образ автора, таким образом, принци- пиально усложнен в произведении: с одной стороны, героиня, от лица которой ведется повествование, «вовлечена» в гущу событий и отношений между персонажами, с другой—выступает в качестве отстраненного повествователя, с третьей — выражает авторское сочувствие герою, совершающему внешне порочные поступки, обусловленные невозможностью преодоления настоящих, живых чувств, которые им движут. Не случайно внутренние ощущения героя, на двадцать лет разлученного с объектом порочной страсти, характеризуется в рассказе так: «Кем она его считает? Что думает? Двадцать лет прошло, двад- цать лет никто не знал, что он жил как мертвый человек, он давно уже умер» 2 . 1 Хузиятова Н. К. Становление и развитие модернизма в современной китайской литературе / Н. К. Хузиятова / Вестник Челябинского государственного университета. № 36. 2008. С. 147. 2 Вэй В . Крик, или Хроники жизни маленького городка 2 / Вэй Вэй / Нёман. № 10–2014. С. 31.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=