Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 304 хорошо известный и распространенный символ старости, увядание природы подобно старению человека. Чжан Цзе рисует в рассказе картину увядания при- роды: «Солнце вместе с ней тоже состарилось. Оно светило совсем не так, как в ее молодости, когда проливало свои прозрачные, словно родниковая вода, лучи на ее тонкую гибкую талию. Сейчас солнечные лучи через силу пробивались сквозь толщу облаков и едва касались тела, напоминавшего только что вырытое и принесенное с гор корневище старого дерева» 1 . Природа состарилась вместе с этой женщиной, контрастными красками создает писательница свои образы: «прозрачны, словно родниковая вода, лучи» — лучи «пробивающиеся сквозь толщу облаков»; «тонкая гибкая талия» — «тело, напоминающее корневище старого дерева». Природа созвучна состоянию пожилой женщины: «с трудом шевелила веками» — «листья, плавно кружились в воздухе». «Падающие на землю пожелтевшие листья» символизируют неизбежность следующей за старостью смерти, они «с неотвратимым постоянством смешивались с землей». Тихую картину природы нарушают звуки улицы, на которой бурлит жизнь. Однако эта «жизнь» ограничивается только материальной стороной: кричат продавцы, яблок, творога, слышны звуки железок у точильщиков ножей. И пожилая женщина с грустью замечает, что «появлялись и уходили нынешние родственники и друзья», которые «ограничивались» подсчитыванием денег». К ней все чаще приходят мысли о смерти: «Скоро ли? —постоянно думала она и догадывалась: Скоро!» [c. 252]. Женщина испытывает угрызения совести по поводу того, что она, старая и беспомощная, является обузой для своего сына. Не желая доставлять сыну и его семье лишние хлопоты, она отказывает себе во всем, не смеет просить у него ничего для своего комфорта: «Если они с утра до вечера заняты, что не успевают с ней поговорить, то она за это не может на них обижаться». Она постоянно корит себя за то, что «не может оставить его семье в наследство ни золота, ни серебра, ни дома, ни заграничных связей» [c. 253]. Чжан Цзе заостряет внимание на отношениях членов семьи к пожилой женщине, матери, бабушке, свекрови. С материальной стороны она получает необходимый уход, ей даже наняли няню, которая ухаживает за ней, но, к сожа- лению, этим и ограничиваются заботы окружающих о ней. Внучка отказывается жить в одной комнате с бабушкой: «С тех пор как бабушку парализовало, она постоянно ощущала идущий от ее тела запах кала, который проникал во все углы комнаты…Бабушка молчала. Она решила, что будет жить, где скажут и все равно с кем» [c. 251]. Женщина безропотно принимает все условия, которые ей предлагает сын, она жалеет его, думает о том, что раз так все происходит, 1 Чжан Цзе . Последняя высота. Пер. с кит. И. Семененко / Чжан Цзе // Взлетающий феникс. Современная китайская проза. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 251–256. Здесь и далее цитируется по этому изданию, с указанием в квадратных скобках номера страницы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=