Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 299 или, другими словами, как определенный человек рождается в определенную эпоху»  1 . Эта позиция созвучна взглядам ХуШи, который в 1933 г. отмечал, что он пишет автобиографию, чтобы показать свой «путь в литературу», а также оставить «историческое свидетельство» своего времени  2 . Акцент не на историю индивидуума, не на процесс самопознания отдельно взятого человека, как на Западе, а на человека в контексте вре- мени, на связи человека и общества — вот на что обычно делают упор китайские авторы. И если западная автобиография, отмечает Цзинь Хунъюй, скреплена общепринятой четырехчастной повествовательной структурой: Эдем/ райский сад (детство) — путешествие (юность) — обращение в веру (зрелый возраст) — покаяние/ раскаяние (старость), то в китайской авто- биографии отсутствует религиозный компонент, ей не свойственна испо- ведальность. Исключением является только автобиография Су Сюэлинь «Побеги жужуба». Преобладание социального и исторического в ущерб художественному при- водит к весьма неоднозначным оценкам литературного результата «автобиогра- фического бума» 1930-х гг. В качестве положительного примера высокой пробы литературности, как правило, называют «Автобиографию Шэнь Цунвэня». В отношении других авторов звучат многочисленные критические замечания: отсутствие/ недостаток повествовательного единства, композиционной строй- ности, сюжетности, «читабельности». В результате Цзинь Хунъюй приходит к неутешительному выводу о том, что обилие текстов — еще не свидетельство большого литературного успеха, в жанре автобиографииречь может идти лишь об отдельных «прорывных» образцах  3 . Третий этап развития автобиографии в первой половине ХХ века ознаме- новался появлением таких произведений, как «Жизненный опыт» Цзоу Тао- фэня (1937), «Автобиография Шианя» Чэнь Дусю (1938), «Северный поход. Остановка в пути» (1937) и «Десять лет творчества. Продолжение» (1938) Го Можо; «Моя жизнь в поэзии» Цзан Кэцзя (1943), «Восемь лет воспоминаний» Лю Яцзы(1945), «Автобиографии женщин-писательниц. Избранное» Ань Э, Чжао Цингэ (1945), «Моя молодость» Ай У (1948), другие. В этот период уси- ливается политизация литературного процесса, художественное отступает на второй план или сводится к минимуму. Для последующего углубленного изучения жанра литературной автобио- графии в Китае необходимо решение следующих задач. 1 䜝⋛㤕 ⋛㤕㠚Ր кধ [Го Можо. Автобиография Можо. Т. 1] / 䜝⋛㤕㪇 े Ӝ ≲ⵏࠪ⡸⽮ ᒤ ㅜ 亥 2 㜑䘲 ഋॱ㠚䘠 [ХуШи. Сорок летжизни] / ेӜ˖㗔䀰ࠪ⡸⽮ˈ ᒤ ㅜ ̢ 亥 3 䠁ᆿᆷ ѝഭ⧠ԓ֌ᇦ㠚ՐⲴԧ٬䟽ՠ [Цзинь Хунъюй. Автобиографии китайских писателей первой половины XX века: переоценка ценностей] // 䍥ᐎ⽮Պ、ᆖ ᒤ ㅜ ᵏ ㅜ ̢ 亥

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=