Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 298 сумасшедшего», 1918) стали во многом предвидением и предчувствием китайс- кой литературной автобиографии как жанра. Второй этап оценивается писателями и критиками не иначе как «авто- биографический бум». По подсчетам Се Чжаосиня только в 1930-х гг. было написано и опубликовано более пятидесяти автобиографий, а вместе с такими жанровыми разновидностями, как автобиографический роман и краткая автобиография — более ста 1 . С 1930 по 1937 гг. увидели свет «Разговоры о прошлом» ЕШэнтао (1930), «Десять лет творчества» Го Можо (1932), «Пока я играл на сцене» Оуян Юйцяня (1933), «Сорок лет жизни» Ху Ши (1933), «Автобиография Лу Инь» (1934), «Автобиография Шэнь Цуньвэня» (1934), «Автобиография Чжан Цзыпина» (1934), «Автобиография Ба Цзиня» (1934), «Я и литература»Мао Дуня (1934), «Автобиография Цинь Вэня» (1934), «Среди людей», «Рождение как драма» и еще девять автобиографических текстов Юй Дафу (1934–1936), «Автобиография Линь Юйтана» (1935), «Лишние слова» Цюй Цюбо (1935), «Автобиография женщины-бойца» Се Бинъин (1936), «Трагический удел» Бэй Вэй (1936) и многие другие. У китайских авторов этого периода наблюдается стремление соединить две разнонаправленные тенденции — к живой и богатой красками пове- ствовательной манере (подход к автобиографии с позиций литературности/ принадлежности к литературе вэньсюэсин ), и абстрактному анализу, который так или иначе «выталкивает» их в социальную и историко-культурную сферы (реализация стремления оставить после себя свидетельство/документ эпохи). Безусловно, это не исключает нюансов в причинах, импульсах, побуждениях внаписанииавтобиографииотдельновзятогописателя,чтовомногомиопределяет конечный результат. Ху Ши уделяет особое внимание детству как этапу формирования личности будущего писателя; Го Можо стремится объяснить причины нереализованности мечты о мировой гармонии, связанной с револю- цией; у Цюй Цюбо автобиография продиктована желанием разобраться в себе; Ся Яню важно поведать об ошибках и заблуждениях прошлого; позднему Мао Дуню — оставить «документ эпохи». Для китайских авторов 1930-х гг. еще не столь очевидна принадлежность автобиографического текста литературе. Лян Цичао, признаваемый неко- торыми исследователями родоначальником жанра («Тридцать лет жизни», 1902), утверждал, что биография/ автобиография—всего лишь особый раздел истории, важный источник исторических знаний. Го Можо в 1928 г. подчер- кивал, что составляет автобиографию не по западному образцу, а реализует желание показать, «как определенная эпоха рождает определенного человека 1 䉒ᱝᯠ 䇪йॱᒤԓՐ䇠᮷ᆖ⨶ᘥо㠚Ր ߉ ✝ [Се Чжаосинь. Биографические концепции и автобиографический бум 1930-х годов] // ѝഭ⧠ԓ᮷ᆖ⹄ウы࠺ ᒤ ㅜ ᵏ ㅜ ̢ 亥
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=