Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 297 «оглядки» на его авторитет (Цзинь Хунъюй показывает, что появление автобиографий нередко становилось следствием договора с книжным издательством или журналом; некоторые периодические издания проявляли повышенный интерес к такого рода текстам, например, журнал «Лянъю»/ «Друг» в 1935 г. приступил к публикации серии «Жизнь замечательных людей» — неслучайно многие автобиографии были сначала напечатаны в периодике, что отчасти объясняет склон- ность авторов к рубрикации, а, значит, и некоторой дискретности повествования). Всего за три десятилетия со времени складывания традиции современ- ной литературной автобиографии как жанра и до образования КНР в 1949 г. появилось значительное количество таких произведений. Разные по объему, содержательным и формальным характеристикам, все эти тексты в историко- культурной ретроспективе отражают три этапа развития новой китайской литературы и в той или иной степени способствуют систематизации литера- турно-художественного процесса: • 1920-е гг., что хронологически во многом совпадает с десятилетием «литературной революции» (1917–1927); • 1930-е гг. до начала антияпонской войны 1937 г. (пересечение по времени с десятилетием, именуемым периодом «революционной литературы» между поражением революции 1925–1927 гг. и началом антияпонской войны 1937 г.); • период военных лет (1937–1949). Первый этап отмечен небольшим количеством произведений. Но именно в 1920-х гг. началось складывание новой традиции, и именно в конце этого периода оформилась структурная и повествовательная модель современной литературной автобиографии. Как отмечают Сюй Пэнсюй, Ван Бэйбэй, Го Сяоин, Цзинь Хунъюй, произошло это благодаря выходу в свет работы ГоМожо «Мое детство» (1928). На наш взгляд, на этом этапе недооценено значение работы Лу Синя «Утренние цветы, собранные вечером» (1928). К сожалению, отечественные и китайские исследователи в силу фрагментарности собрания коротких эссе писателя чаще всего отказываются признавать эту работу цель- ным автобиографическим текстом. Между тем, анализ названия сборника, заглавий отдельных его частей, а также других элементов лексико-семанти- ческой организации текста отчетливо указывает на полновесную реализацию автобиографического намерения автора. Это не только автопортрет в тесной связи с изменениями культурно-исторических условий, но и автоинтерпрета- ция — открытая, свободная, ироничная, насмешливая, через неоднородность «я» устремленная к самоосознанию и цельности «я». Дискретность формы, равно как и максимальная (правда, не без оговорок) обнаженность лусинев- ского «я» (первая яркая вспышка «оголенного нерва» писателя — «Записки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=