Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 294 Хузиятова Н. К. (ДВФУ, Россия) Курако Ю. С. (ДВФУ, Россия) Китайская литературная автобиография первой половины ХХ века в историко-культурном контексте Ключевые слова: китайская литература первой половины ХХ века, литературная автобиография, автобиографический бум, жанровые при- знаки, историко-культурный контекст. С началом процесса модернизации китайской литературы в ходе Дви- жения за новую культуру 1910–1920-х гг. в Китае стал складываться новый тематический жанр — жанр литературной автобиографии, который до сих пор сохраняет достаточно устойчивые содержательные, структурные и даже стилистические особенности. Автобиографические тексты формируют весьма сложную и разветвленную внутреннюю систему (автобиография цзычжуань , автобиографическая поэзия цзычжуаньши , воспоминания хуэйлу , дневники жицзи, письма шусинь, путевые заметки/ записки юцзи, предисловия автора цзысюй и другие). В данной работе «литературная автобиография»— это про- изведения китайских писателей, которые декларируют автобиографическую интенцию (как правило, зафиксированную в жанровом наименовании текста цзычжуань, цзышу и/ или в преамбуле), а также, согласно каноническому определению, данному французским исследователем Филиппом Лежё- ном ( Philippe Lejeune), являются повествовательными текстами «с ретро- спективной установкой», в которых авторы рассказывают «о собственном бытии», причем делают «ударение именно на своей личной жизни, особенно истории становления своей личности» 1 . Литературная автобиография — это текст, для которого важна содержа- тельная и формальная корреляция двух временных пластов, значимо не только прошлое, но и рассказ о нем, предполагающий коммуникацию с читателями (отсюда обращения, метатекстовые вставки, рубрикация, лирические отступле- ния и другое). Предметом изображения в автобиографической прозе является не прошлое само по себе, а прошлое в связи со становлением внутреннего мира автора текста. Актуальность исследования современной китайской автобиографии во многом определяется логикой эволюции литературного процесса ХХ—начала ХХI вв., конвергенцией жанров, возрастанием интереса к сочетанию докумен- тального и художественного как категорий поэтики. Изучение литературной 1 Цит. по: Николина Н. А . Поэтика русской автобиографической прозы: учебное пособие / Н. А. Николина. 3-е изд., стереотип. М.: Флинта, 2017. С. 13.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=