Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 278 ционной культуры представлены автором как инородные. Мир, в котором существуют персонажи, настолько четко демонстрирует традиционность китай- ского общества, как если бы он был на территории Китая. Парадоксальность, драматизм и нелепость ситуации заключается в том, что, прибыв в Канаду, героиня неожиданно оказывается заложницей феодальных порядков китай- ского традиционного общества, т. е. из Китая она вновь попадает в «Китай» . Замкнутость эмигрантского сообщества, давление и ответственность в семье приводят к тому, что А-си с любопытством и весьма органично воспринимает элементы чужой культуры. Это проявляется в ее желании получить образо- вание, в необходимости обретения нового английского имени, в развитии творческих способностей, в неосознанном принятии западной религиозной традиции и т.д. Повесть «А-си идет в школу» — это история о Китае и процессе эволюции национального самосознания (в т. ч. женского), а не об эмигрантах в Канаде. С помощью территориальной передислокации автор делает возможным и логично обоснованным его стремительное изменение. У героини нет про- блемы национального самоопределения, но само это самоопределение уже нового качества. В рассмотренных произведениях Чжан Лин возвращение на родину, будь то духовное или физическое, становится способом разрешения психологи- ческих проблем героев. Душевная гармония достигается в результате диа- лога прошлого и настоящего и в условиях взаимодействия культур Востока и Запада. Иммигрантская тема занимает ведущее место в творчестве Чжан Лин, однако проблема культурного взаимодействия не является доминантной для автора. Чжан Лин замечает: «Главным образом, я демонстрирую всеобщие человеческие свойства, характер, а не проявления культурного конфликта и столкновения» [5]. Хуан Жун подчеркивает, что «для литературы китайцев зарубежья проявление тоски по родине изначально является одной из ведущих тем, однако иначе обстоит дело с произведениями Чжан Лин. Важнейшей темой в ее творчестве выступает изображение человеческой природы [ Ӫᙗ жэньсин ]» [4]. Иммигрантская тема широко представлена в творчестве Чжан Лин и имеет следующие особенности. 1) Обращение к сюжету «китаец за рубежом», трансформация и сужение его до конкретных рамок — «китаец в эмиграции». 2) Тематический синкретизм, представленный сопутствующими темами поиска корней (не только культурных, но и семейных) и самореализации («поиска себя», в которой одновременно сочетаются влияние западноевро- пейской и китайской культурной традиции и сохранение национальной идеи самосовершенствования). С указанной тематикой связаны мотивы дороги, тоски по дому, творчества, самоусовершенствования, одиночества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=