Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 276 Несмотря на то, что все герои существуют в непривычной культурной среде, центральной проблемой для них оказывается не конфликт с внешним миром, а внутренний конфликт с самими собой. И матушка Сян, и дядюшка Ли, и Пинфань, и ее муж Сунь Юэ, оказались не вполне готовы к новым условиям и испытывают противоречивые чувства: в многолюдном общежитии большого города они чувствуют одиночество, и в своем тесном закрытом мирке они ищут уединения . Отметим, что писательница моделирует парадоксальную ситуацию, которая носит универсальный наднациональный характер. Если в повести «Родителей с собой» ведущим представляется мотив одиночества, то в повести «Где спрятаны стихи» Чжан Лин делает акцент на мотиве творчества. В данном произведении иммигрантская тема получает новое преломление, пересекаясь с темой самореализации. Главному герою повести «Где спрятаны стихи» (« օ༴㯿䈇 »), молодому мужчине по имени Хэ Юэцзинь пришлось пережить ссылку в деревню во времена переселения образованной молодежи в китайскую глубинку (как члена производственной бригады), самоубийство любимой девушки, тяжелый начальный период эмигрантской жизни в Канаде и др., но он на протяжении всей дальнейшей жизни сохраняет поэтический дар. Автор исключительно натуралистично описывает моменты, когда Хэ Юэцзинь испытывает творческое озарение: «Он уже не молод, но поэтическое вдох- новение еще может, как и прежде, почтить его своим присутствием, при том, что приходит оно всегда не вовремя: к примеру, когда он, сидя на корточках на унитазе, краснея, напрягается ради кучки похожих на металлическую дробь испражнений; когда он в полночь весь в поту идет по той узкой туманной тропинке между сном и явью; когда он внезапно пробуждается от звука упавшего на землю последнего осеннего листа…» [6]. Герой верен себе практически на подсознательном уровне: «[он] по-прежнему может их [строки] записать на салфетке, в просветах между строк на старой газете, на первом, какой может попасть под руку, клочке макулатуры, а затем он может их смять и бросить куда угодно» [6]. Сам он перестал называть это «занятиями поэзией», потому что, когда ему на ум приходили строки, он не испытывал того трепета, который зачастую сопровождает моменты вдохновения, а когда они «уходили», он не чувствовал ни капли сожаления и совершенно прекращал об этом думать. Показательно, что творческий процесс в данной повести носит стихийный характер. Герой не уделяет внимания технической стороне стихов, относится к ним небрежно, всячески отстраняется от них, когда они уже материализованы на бумаге (выбрасывает, заливает кофе и т. д.). Используя иммигрантский сюжет «китаец за рубежом», Чжан Лин выводит персонажа за привычные рамки, соз- давая ситуацию, в которой способность Хэ Юэцзиня получает своеобразную «легитимизацию» и признание.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=