Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 273 Букатая А. М. (Белорусский государственный университет, Беларусь) Иммигрантская тема в творчестве Чжан Лин Иммигрантская тема является одной из магистральных в творчестве Чжан Лин, представительницы китайской литературы зарубежья. Для китай- ской литературы данная тема достаточно новая, так как собственно явление китайской иммигрантской литературы появилось чуть более века назад. А. Н. Желоховцев отмечает, что «зарубежная тема» характерна для современ- ной китайской литературы и в определенный период стала даже популярной, а ее основоположником исследователь называет Дэн Юмэя ( 䛃৻ẵ ) с новел- лой «Четверо китайцев в Токио» (« ൘ьӜⲴഋњѝഭӪ » 1985) [1, с. 171]. К наиболее известным произведениям, развивающим тему жизни китайца за рубежом, относят романы «Пекинец в Нью-Йорке» Цао Гуйлиня (« ेӜӪ൘ 㓭㓖 » ᴩṲ᷇ , 1991), «Китаянка на Манхэттене» Чжоу Ли (« ᴬ૸亯Ⲵѝഭྣ Ӫ » ઘ࣡ ж, 1992), «Шанхаец в Токио» Фань Сянда (« к⎧Ӫ൘ьӜ » ›⾕䗮 1992) [1, с. 171; 3, с. 129]. История крупных миграционных потоков китайцев в Северную Америку начинается с середины XIX века. Этому способствовал целый комплекс соци- ально-экономических и политических причин. Отличительной чертой китай- ской эмиграции является тесная духовная и материальная связь с Родиной [2, с. 385]. Миграция воспринимается не как выезд из своей страны, а как переезд на новое место по вынужденным причинам, как долговременное проживание за границей. Основными мотивами для длительного пребывания за рубежом являются улучшение уровня материального благосостояния и получение образования, но как показывают наблюдения, достигнув цели, большинство китайцев возвращаются на Родину или регулярно посещают родственников. Такие доминанты китайской этнопсихологии как холизм, коллективизм, фами- лизм, преклонение перед авторитетом и традицией способствуют объединению китайцев за рубежом и организации в эмигрантской среде общин-землячеств [2, с. 389]. Китайские кварталы в разных странах мира представляют собой очаги концентрации, сохранения и культивирования национальной культуры, языка, религии. В жизни национальной общности проявляются все те черты, которые характеризуют функционирование китайского государства и общества в целом. В любой стране мира китайцы склонны создавать уменьшенные модели Китая, которые стремятся к гомогенности, самодостаточности, четкому соблюдению иерархичности. А. С. Лайнгер отмечает, что консолидации китайских эмигран- тов и выстраиванию барьера вокруг их этнической общности способствовали языковые, расовые, религиозные и культурные различия, благодаря которым «китайские общиныменее других этнических групп подвержены ассимиляции»

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=