Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Секция 3 • Panel 3 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 270 В качестве конкретного примера рассмотрим киноэкранизацию «Ни одного нельзя терять» по рассказуШи Сяншэна, поставленную Чжан Имоу. Если про- следить за сюжетом в рассказе, то он несколько отличен от киноэкранизации. В фильме центральная фигура — это тринадцатилетняя девушка Вэй. Она является заменяющим учителем в деревенской школе. Один из ее учеников по имени Чжан отправляется в ближайший крупный город на заработки и теря- ется там. В картине режиссер дает понять, что такая тенденция, когда семьи вынуждены были отправлять своих детей на заработки в город, была обычной практикой в бедных деревнях. Вэй прилагает все усилия, чтобы вернуть ученика в школу, что ей и удается в финале. В рассказе «Солнце в небе» главный герой— это директор Ван. Он органи- зовал школу на селе. Такой тип учреждения именовался «школой, основанная силами населения» ( ≁࣎ሿᆖ ). В рассказе директор Ван также, как и учи- тельница Вэй, оказывает всеобъемлющую поддержку своей ученице Сяофан. В город на поиски Сяофан отправляется учитель Чжан, являющийся соратником и помощником Вана. В кинокартине в город на заработки отсылается мальчик Чжан, а в рассказе описанно, как девушка по имени Сяофан самолично сбегает в город от нежелаемого замужества. Как и в киноадаптации, в конце рассказа все заканчивается благополучно. Нужно отметить, что режиссер фильма очень точно передал идейную атмосферу произведения. Учитель — это почитаемый человек, особенно деревенский учитель, который преодолевает большие трудности, чтобы привить детям любовь и уважение к школе, к своей стране. Показательным моментом в обоих произведениях является церемония поднятия флага перед началом уроков. Именно с этой патриотеческой сцены начинается и рассказ, и фильм. Писатель Ши Сяншэн сравнивает флаг КНР с солнцем на небе. И довольно часто прибегает к этому образу по ходу развития всей сюжетной линии. В рас- сказе появление солнца предзнаменует обретение надежды и веры в неразреши- мых на первый взгляд ситуациях. Чжан Имоу в своем фильме сделал отсылку на образ солнца в сцене поднятия флага, когда дети поют песню «Красное солнце». Стоит подчеркнуть, что в китайской системе цветообозначения именно красный цвет символизирует удачу и счастье. Солнце традиционно представлялось красным, а не желтым. Для патриотической тематики образ красного солнца также неразрывно связан с именем первого председателя КНР —Мао Цзэдуном. В целом, все произведение можно отнести к тематике идейно-нравственного воспитания. Как отмечают китайские исследователи, «патриотическое воспитание — это важная часть содеражния нравственного воспитания, это сердцевина и корень духовного воспитания нации». Нравствен- ное воспитание имеет весьма важное значение, что можно отметить в содер- жании китайского образования. Например, в современной китайской школе

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=