Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Секция 2 • Panel 2 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 234 Итак, назовем некоторые особенности биографий, вошедших в состав династийных историй, а также местных исторических описаний. Во-первых, официальные биографии традиционного китайского историописания обычно составлялись людьми одного с объектом жизнеописания социаль- ного круга. Династийные истории, по крайней мере начиная со времен династии Тан, составлялись исключительно конфуцианскими учеными, состоявшими на государственной службе и занятыми аккуратным, последовательным изложением событий в хронологическом порядке. В дополнение к состав- лению исторических хроник они также участвовали в написании биогра- фий выдающихся личностей, жизнь которых являла своего рода пример, подтверждавший незыблемость конфуцианского этического стандарта. Основанные на реальных событиях, подобные материалы были призваны предложить варианты разрешения тех или иных вопросов повседневной теории и практики государственного управления. Биографии лечжуань ࡇ ۣ , таким образом, являли собой иллюстративный материал, отобранный для выделения тех или иных аспектов исторической канвы, отображенной в бэньцзи (анналах императоров) ᵜ㌰ . Основной задачей биографического жанра становилось ортодоксальное воспитание лояльных трону государ- ственных служащих, а отнюдь не составление биографий заблуждающихся и колеблющихся личностей. Во-вторых, предметом описания являлась преимущественно общественная деятельность объекта. Очень редко отражались личная жизнь и индивидуаль- ные особенности человека. Отметим еще одну отличительную черту биографий китайского историопи- сания—их краткость. Неизвестны многотомные описания жизни людей, какой бы высокой ни была их роль в истории Китая. В описании истории Минской династии объем большинства биографий не превышает 800–1000 иероглифов. Одна из самых внушительных биографий, посвященная описаниюжизни пред- водителя крестьянского восстания XYII века Ли Цзычена (1805–1845) ᵾ㠚ᡀ , насчитывает 9000 иероглифов и при переводе может быть представлена в виде небольшой книжечки. Большинство биографий начального периода китайского историописания, представленных также и в местных историях, насчитывают не более 100–200 иероглифов, каждая, тем не менее, является небольшим само- стоятельным произведением в корпусе общего изложения истории. Из этого правила выпадают многостраничные самостоятельные биографии, хронологически последовательно описывающие жизнь человека по годам, которые носят название « няньпу» ᒤ䆌 . В официальных биографиях бывает представлена существенная с точки зрения бюрократа-историка информация, подобранная по определенному стандарту: описание истории рода (обычно без указания дат рождения), краткая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=