Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 233 выдающегося во всех отношениях государственного деятеля, лишенного недостатков. Характер персонажа представляется раз и навсегда заданным и подтвержда- ется историческими примерами из жизни выдающихся представителей предше- ствующих поколений рода. Объяснить подобного рода феномен можно, видимо, следующим: все биографии создавались после смерти Линь Цзэсюя, когда уже сложился определенный стереотип представлений о нем, как о верном слуге августейшего владыки, преданном государюсановнике. Этот стереотип к томуже был узаконен указом императора, где в посмертном похвальном титуле Вэньчжун ᮷ᘐ  1 были установлены личные качества и характер деятельности канонизиро- ванного лица. Авторы или составители биографий едва ли были знакомы с объ- ектомописания, а необходимые фактыпредоставлялись обычно здравствующими представителями рода  2 , воспитанными в традиции почитания старших. Таким образом написанные биографии становились заключительным актом выражения почтения к почившему предку  3 и выполняли дидактическуюфункциювоспитания будущих поколений государственных деятелей в духе конфуцианской морали. 1 Иероглифы, составившие посмертный титул Линь Цзэсюя, многозначны. Однако если учесть общую направленность ранних жизнеописаний, в том числе и офици- ального, значение компонентов можно свести к нескольким, связанным между собой по смыслу: вэнь ᮷ «благовоспитанный, высоко гражданственный, интеллектуально совершенный»; чжун ᘐ «преданный, лояльный, честный». Автор выделил два зна- чения, дополняющие друг друга и включающие смысл прочих: «благовоспитанный, преданный». 2 На семье покойного лежала обязанность предоставить материалы, необходимые для составления эпитафии либо биографии. Так, сыновья или ближайшие родственники почившей персоны должны были подготовить документ под названием синчжуан 㹼 ⣰ , который мог быть опубликован. Копии этого сочинения вручались авторам для составления эпитафий, а также в императорский государственный историографический комитет Гошигуань ഻ਢ佘 в случае, если почивший удостаивался чести быть упомя- нутым в исторической хронике государства. Помимо того, составлялась т. н. «семейная хроника» цзячжуан ᇦ⣰ . 3 Что позволило современному американскому синологу Р. Говарду назвать их "над- гробными биографиями" [ Howard R. C. Modern Chinese Biographical Writing // «The Journal of Asian Studies». 1962. Vol. 21, № 4. Р. 465–475. P. 470]. Критикуя сложившуюся на Западе к концу ХIХ в. традицию комплиментарной, бесконфликтной биографии, полу- чившей в Англии законченное выражение в так называемой викторианской биографии, выдающийся реформатор жанра жизнеописания, автор «Знаменитых викторианцев» Джайлс Литтон Стрэйчи (Giles Lytton Strachey, 1880–1932) писал: «Эти два пухлых тома, которыми мы, по обычаю, отмечаем смерть, в тоне утомительного панегирика… напо- минают похоронный кортеж—в них та же атмосфера унылого похоронного варварства. Невольно думаешь о некоторых из них, что и составлены они кем-то из чиновников похоронного бюро в качестве последнего номера похоронной программы» [Strachey L. Eminent Victorians. L. and G., 1959. P. 20. Цит. по: Померанцева Г. Е. Биография в потоке времени. ЖЗЛ: Замыслы и воплощение серии. М.: Книга, 1987. 336 с. С. 14].

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=