Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Новые вопросы изучения классической китайской литературы... Issues of Far Eastern Literatures. Vol. 1. 2018 195 в основном, сравнивались сами мудрецы, то у Ян Сюна акцент переносился на их произведения, и область сравнения неизмеримо возростала, охватывая всех создателей древнекитайской словесности. Правда, внешне он часто тоже оперирует именами, но они у него в многих случаях выступают уже как знаки созданных ими произведений. Следует отметить, что характеристика отдельных авторов, сравнение произ- ведений одинаковых и разных жанров (в том числе канонических), составляют весьма заметную часть Фаянь , и это не может не свидетельствовать о том большом значении, которое Ян Сюн придавал феномену индивидуального авторства. Главным критерием оценки произведения он выдвигает соответствие каноническому образцу (2.14, 5.7, 5.17, 12.4 и др.), отражавшее тенденцию того времени к однообразию и канонизации (5.16), а ведущими качествами считает убедительность и воздействие на аудиторию (2.1, 6.22). К основным компонентам риторического высказывания, выделяемых в его критике, отно- сятся тематика, топика (2.20, 4.6) и различные аспекты стиля (2.2, 2.7, 12.9). Ян Сюн, по существу, предполагает наличие у каждого из авторов только ему присущей риторической манеры как определенного сочетания общепринятых приемов, и именно по ней проводит различие между ними. Сам он своим Фаянь лично продемонстрировал образец такой манеры. Ян Сюн, как известно, написал его в подражание Луньюю , но сделал это под- ражание средством утверждения своего индивидуального авторства. Одним из наиболее частых приемов, который он для данной цеци использовал, заключался во введении элементов старого контекста в новый контекст (1.5, 2.2, 2.6, 2.10, 2.20, 3.19, 5.19). Эти стилистические аллюзии, представлявшие собой модификацию изречений Конфуция, становились средством выражения авторской индивидуальности Ян Сюна. Storozhuk Alexander (SPbSU, Russia) Liao Zhai’s Short Story “Hail Deity”: Historic and Literary Aspects The article examines the cultural, religious and literary background of two Pu Songling’s novelettes called “Hail Deity”. The main conclusions of the survey may be summarized in the following way: 1. The two short-stories “Hail God” by Pu Songling, being placed in different ends of “Liaozhai zhiyi”, show his particular concern on the described matter. 2. Neither the records of the living tradition of popular religious practices, nor the most comprehensive literary corpuses, keep any evidence of real wor- ship of such a deity.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=