Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Секция 2 • Panel 2 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 192 Из этого, в общем-то, недвусмысленно следует, что его риторика фактически уже превратилась в теорию литературы. В данном случае естественно встает вопрос о том, насколько эту литера- туру можно считать художественной. Из ее намеченного выше определения очевидно, что Ян Сюн не представлял себе автономии художественной лите- ратуры и она у него специально не выделялась. Зато он придавал эстетиче- ский характер всей древнекитайской письменности, ставшей предметом его рефлексии в Фаяне . Во-первых, это выражается в том, что «украшенность» вэнь ᮷ признается им существенным признаком канона (7.7), а «чувственная прелесть» сэ 㢢 — всей книжной словесности шу ᴨ (2.5). Во-вторых, при осознании «украшенности» как формального, технического приема («овца» в «шкуре тигра» в 2.12) он выделял ее, стиль цы 䗝 и вообще эстетическую сторону в произведении как совершенно необходимую для выражения содержа- ния (9.7, 2.7, 1.4). Основой словесной красоты выступали сама конфуцианская доктрина, которая ассоциировалась с высшим мастерством (1.7), и процесс обучения, аналогичный отливке золота, т.е. ремесленному производству (1.8) В своих рефлексиях над риторикой Ян Сюн, пожалуй, первым обратился к разработке категории божественной инспирации как источника литературы. До него эта категория так конкретно не рассматривалась. Наиболее четко она сформулирована в положении об «императорах и царях» (имеются в виду «премудрые» государи) как «кисте и языке» би шэ ㅶ㠼 небесного образца тянь чан ཙᑨ (4.12). Конфуцианская каноническая литература выступает здесь «кисью и языком» этого образца, но создавшие ее мудрецы, в отличие от архаики западной традиции, не пассивные, а весьма активные медиаторы, инициаторы «погружения» своего «сердца» цянь синь ▌ᗳ в «божественное» шэнь ⾎ (или «божественный свет» шэньмин ⾎᰾ ) — Небо и землю, а также в мудрецов (5.1, 5.3, 5.4). Самому «погружению» Ян Сюн тоже придает рацио- налистический характер, так как оно обусловливается наличием «самобытного ума», интеллекта ду чжи ⦘Ც (3.21), производится «намеренно» и (3.13), предполагает расчет, «измерение» цэ (5.1) и равнозначно тому, когда «про- питываются» каноном (4.25), т.е. глубоко изучают его и всецело следуют ему в жизни. В данном случае речь идет, по существу, о подражании ни ᬜ , сяо 㛆 космосу (8.2), мудрецам (1.5) и канону (5.17). Что касается самого вдохновения, то оно возникает в результате сознательных усилий уже на конечной ступени такого «погружения-подражания» при полном приобщении к «неизмеримости» цэ «божественного», которое предстает в человеке и его деятельности, вклю- чающей речь и письмо, как нечто «неосознаваемое» (4.4), «неисчерпаемое» (8.18) и «неописуемое» (12.7). С установлением источника литературы в теории Ян Сюна тесно связан вопрос о принципах и технике создания произведений, о творчестве. Наиболее специальнным для обозначения этого феномена в Древнем Китае было понятие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=