Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Секция 2 • Panel 2 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 188 становлению способствовали три основных фактора: 1) переход от ритуальной к текстовой культуре, 2) развитие индивидуального авторства и 3) выделение эстетической cтороны словесности  1 . Риторика зародилась с первых мыслей о поэзии и музыки в периоды Западной Чжоу и Чуньцю. И мы встречаем даже развернутную критику всей антологии Шицзин , датированную серединой VI в. до н. э. В возникающих затем одна за другой философских школах, и особенно в конфуцианстве, риторика еще больше упрочила свои позиции. И уже с VI в. до н. э. намети- лась ее трансформация из латентной формы в эксплицитную. В течение всего периода Чжаньго значение риторики и поэтики постоянно возрастало. Но они тогда еще не совсем оформились, не до конца вышли из своего латентного состояния. Эпоха Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) оказалась в их становлении переломным временем, в котором отмеченные выше факторы обозначились наиболее полно. Ян Сюн ὺ䳴 (53 г. до н. э. — 18 г. н. э.), видающийся ханьский философ, литератор и ученый, находился на острие указанного процесса, отразив в своей мысли его многие особенности и противоречия. Именно он стал создателем первой эксплицитной риторики как теории литературы в Китае  2 . Она изложена им в сохранившемся с его несколькими другими работами трактате «Образцовые речи» Фа янь ⌅䀰 . Это сочинение представляет собой одновременно и теорию, и практику словесности, поскольку, с одной стороны, в нем формулируется теория риторической поэзии и прозы, а с другой — оно мыслится автором как канонический образец ее литературного воплощения. Ян Сюн не дает определения словесности как специального предмета, но она очерчивается в «Образцовых речах» с достаточной ясностью. К ней отно- сится все то, что он выделяет для своего рассмотрения: поэзия, включающая, прежде всего, стихи ши 䂙 и оды фу 䌖 , философские произведения чжуцзы 䄨ᆀ —«учителей», исторические сочинения ши ਢ , различные разновидности деловой и мемориальной прозы — приказы лин Ԕ , эпиграфы мин 䣈 и т. п. От этой совокупности жанров он не отделяет и созданные древними «премудрыми людьми» шэнжэнь 㚆Ӫ каноны: «Пятиканоние» Уцзин ӄ㏃ вместе с записями, 1 О значении этих типологически выявляемых факторах для разных областей культуры, включающих риторику и поэтику, см.: Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 77–97, 220–227, 229–231, и др.; Гринцер Н. П., Гринцер П. А . Становление лите- ратурной теории в Древней Греции и Индии. М.: Рос. гос. гум. унив., 2000. С. 8–9; Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентич- ность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 94, 100, 103–104, 132, 298, 313–314. 2 Изучение литературных взглядов Ян Сюна в отечественном китаеведении ограни- чивается отдельными общими выводами и наблюдениями. В зарубежной синологии, в основном, обращаются к исследованию его философских воззрений и поэтики оды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=