Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1

Секция 2 • Panel 2 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 156 Присутствует ли в рассуждениях Ян Сюна собственно идея «возвраще- ния к древней поэзии»? В имплицитном виде, думается, что да. Косвенным свидетельством этого выступает его собственный поэтический эксперимент. Признанный мастер придворных од-панегириков  1 , он создает «Чжу пинь фу» ( 䙀䋗䌖 , «Ода о следовании ничтожной [судьбе]», комментированное издание см., напр. [23; 146–152]), которая не только развивает конфуцианские идеи нрав- ственных качеств и духовных ценностей личности, но и выполнена строгим четырехсловным размером, как бы воскрешая произведения «Ши цзина» [17; 96–97]. Перед нами, по сути дела, первая попытка создания некоей новой, по сравнению с текущим литературным творчеством, и стилизующей древнюю словесность поэтической формы, что пусть очень отдаленно, но все-таки пред- восхищает появление гувэнь ( ਔ᮷ «словесность/писания в древнем [стиле]»). Более того, не исключено, что в конце Ранней Хань тенденция к возрождению поэзии «Ши цзина» получила достаточно широкое распространение в литера- турной практике. Об этом свидетельствует манускрипт (на бамбуковых планках) «Шэнь няо фу» ( ⾎匕䌖 «Ода о божественной птице»), тоже выдержанной в четырехсловном размере (за исключением Заключения) [19; 461–470]; о ней см. [20; 197–221]  2 . И, наконец, следует кратко напомнить об историко-культурном контексте формирования литературно-теоретических взглядов Ян Сюна. Приблизительно с 10 г. до н. э. он состоял при императорском дворе—Чэн-ди ( ᡀᑍ , прав. 32–6 гг. до н. э.), Ай-ди ( ૰ᑍ , прав. 6–1 гг. до н. э.) и Пин-ди ( ᒣᑍ , прав. 1–6 гг. н. э.)  3 . Правление Чэн-ди и Ай-ди ознаменовалось активным поиском идейных средств для выхода из затяжного социально-политического кризиса с выходом на первый план идеи возвращения к духовному (включая религиозно-ритуальный аспект) 1 Это его «четыре великие оды»: «Гань цюань фу» ( ⭈⋹䌖 , «Ода о Сладком источ- нике»), «Хэ дун фу» ( ⋣ᶡ䌖 «Ода о [местности] Хэдун»), «Чан ян фу» ( 䮧ὺ䌖 «Ода [о дворце] Высокого тополя») и «Юйле фу» ( 㗭⦥䌖 «Ода об охоте»), общие сведения о них см. [1; 243–245, 4; 630–633]. 2 Установить истинную литературную ситуацию в конце Ранней Хань невозможно по причине утраты большей части одического наследия II–I вв. до н. э. Из 1318 произ- ведений 106 авторов, зафиксированных в источниках, сохранились 57 произведений (преимущественно фрагменты) 23 поэтов [19]. Из 12 фу самого Ян Сюна сохранились только шесть. 3 Основным биографическим источником служит официальное жизнеописание Ян Сюна, входящее (цзюань 87) в «Хань шу» ( ╒ᴨ «Книга о [Ранней] Хань») Бань Гу ( ⨝ പ 32–92). Уроженец г. Чэнду ( ᡀ䜭 , на месте совр. г. Чэндуши ᡀ䜭ᐲ , пров. Сычуань) и выходец из древнего, но обедневшего к тому времени аристократического семейства, он приблизительно до 42 лет прожил в безвестности и нужде. В 12 г. до н. э. отправился в столицу (Чанъань 䮧ᆹ ), где снискал покровительство одного из высших сановников, кто рекомендовал его Чэн-ди. Назначенный на пост хуанмэньлана ( 哳䮰䛾 , «служитель при Желтых вратах») — при Хань почетное звание, предназначенное для близких к императору лиц, Ян Сюн исполнял функции придворного поэта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=