Проблемы литератур Дальнего Востока. Часть 1
Секция 2 • Panel 2 Проблемы литератур Дальнего Востока. Т. 1. 2018 148 появившееся в началеЮжнойСун сочинение СюйИ 䁡亇 «Рассуждения о стихах Яньчжоу» ᖕઘ䂙䂡 (сер. XII в.), автор которого начинает свою книгу словами: « Рассуждающий о стихах — обсуждает правила стихосложения, различает стихи в древнем и новом стиле, отмечает распространенное и замечательное, записывает необычайные события и исправляет ошибки» 1 . В дальнейшем в шихуа все больший акцент делался на вопросах поэти- ческого творчества и теории поэзии, усилилась теоретическая и критическая составляющая. Среди наиболее ярких и известных шихуа этого типа можно назвать «Рассуждения о стихах в Зале морозной поры» ljሂา䈇䈍NJ Чжан Цзе ᕐᡂ (? — после 1158), «Рассуждения о стихах Даоса с белой скалы» ljⲭ ⸣䚃Ӫ䈇䈤NJ Цзян Куя ဌང (1155–1221) и«Рассуждения Цанлана о стихах» ⓴⎚䂙䂡 Янь Юя 㗭 (1180?–1235?) 2 (последнее-особенно). Нас интересуют «рассуждения о стихах», написанные в XI–XIII вв.; в част- ности, те из них, что содержат сведения о средневековом литераторе и поли- тическом деятеле Ван Аньши (1021–1086) или его творчестве. Конец XI — первая четверть XII в. — пик ожесточенной борьбы за власть между реформаторами и противниками реформ после смерти Ван Аньши и вместе с тем пик напряженной идеологической борьбы. С одной стороны, он ознаменовался анонимными памфлетами, появлению которых мы обязаны политтехнологам той эпохи, всячески стремившимся очернить личность Ван Аньши 3 , с другой — многочисленными произведениями в жанре бицзи («вслед за кистью») 4 и шихуа , где дана оценка его эрудиции и литературному таланту, или, по крайней мере, цитируются и комменти- руются его стихи. Ван Аньши посвящена значительная часть «Рассуждений о стихахШилиня» (другое название «Рассуждения о стихах учителя Е») литератора, библиофила Е Мэндэ (1077–1148). Обращался к сочинениям Ван Аньши поэт Чэнь Шидао 1 [ ᆻ ] 䇨亇ljᖖઘ䈇䈍NJ [Сунский] Сюй И. «Рассуждения о стихах Яньчжоу»—http:// www.shicixuexi.com/shihua/374.html Дата публикации: 30.04.2016. 2 Встречается и иная датировка его дат жизни: (1195?–1245?). 3 Позднеева Л. Д. «Китайский преобразователь ХI века» в современном ему пам- флете. // Вестник Московского Университета, серия востоковедение. 1970, N 1. С. 69. 4 В сборнике ЧжуЮя (1075–после 1119) «Из бесед в Пинчжоу» («Пинчжоу кэ тань», 1118 или 1119) Ван Аньши фигурирует в 11 фрагментах, в одном из которых приво- дится его четверостишие «Курган господина Се». Произведения Ван Аньши обсуждал Ван Минцин ⦻᰾ (1127–1214) в бицзи «Записи помахивающего мухобойкой» (« ᥕ 咸ᖅ »), о встрече Ван Аньши и Су Ши упоминает в своей книге «Слышанное встарь на излучине [реки] Вэй» (« ᴢ⍗ᰗ䰫 ») брат деда Чжу Си Чжу Бянь ᵡᔱ (1085?–1144), сведения о Ван Аньши можно почерпнуть в книге «То, что слышал о Центральном У» Гун Минчжи (1091–1186?) и многих других бицзи . См.: Алимов И. А., Серебряков Е. А. Вслед за кистью: Материалы к истории сунских авторских сборников бицзи. Исследо- вания, переводы. Ч. II. СПб., 2004.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=